Эксперт: Для Беларуси «окно возможностей» откроется лишь через 20-30 лет

Источник материала:  
04.10.2012 — Разное
Можно помечтать, что белорусское общество станет вдруг мускулистым и сильным, как Шварценеггер. Но проблема белорусов заключается в том, может ли изменить ситуацию в стране слабый, пожилой и неспортивный — профессор социологии венгерского университета Корвинус Пал ТАМАШ анализирует, является ли положение гражданского общества в Беларуси уникальным для посткоммунистической Европы.

— «Гибридный политический режим » в Беларуси — совместный продукт руководства и населения. Такие режимы отправляют гражданское общество в «морозильник» , где оно лежит нетронутым и медленно погибает , — отметил венгерский социолог на Международном конгрессе исследователей Беларуси«Поворот к Беларуси» , прошедшем в Каунасе.

А ведь в начале 1990-х годов уровень гражданской активности в Беларуси не предполагал для третьего сектора страны ту незавидную роль, которую он играет на протяжении последнего десятилетия. По социальному составу и социальным сетям она не выделялась ни среди соседей по постсоветскому пространству, ни среди стран Вышеградской группы.

Например, в 1996 году замеры о социальном доверии показали, что в Беларуси своему окружению доверяют 24%, в России — 24%, в Венгрии — 23%, в Молдове — 22%, в Чехии — 29%.

— Последние отечественные исследования показывают, что прогрессивные белорусы в больших городах, которые не доверяют Лукашенко, меньше доверяют и другим. И ничего комического в этом нет, это исходит из реальной ситуации: если ты не веришь тому, что тебе вечером показывают по телевизору, ты не веришь и соседям, — комментирует Пал Тамаш поведение белорусов.

Впрочем, по общему уровню социального доверия и удовлетворенностью жизнью Беларусь и сейчас не уникальна в своем регионе. В рейтингах она занимает средние строчки. Зато по большинству показателей, характеризующих положение гражданского общества, значительно отстает.

— Если в 1990-е годы Беларусь была похожа на Украину, то сейчас наиболее близкие ей по уровню гражданской активности страны — Узбекистан или Туркменистан, — отмечает венгерский социолог.

По его оценке, две главные беды белорусского гражданского общества — «враждебные» законодательные рамки и финансовая уязвимость, поскольку так и не удалось найти деньги внутри страны и приходится рассчитывать на зарубежное финансирование.

— Структуры гражданского общества в странах Восточной Европы выиграли, когда поняли, что геополитическая ситуация открыла «окно возможностей» и в него надо проникнуть, — отмечает Пал Тамаш.

В конце 1980-начале 1990-х подобной ситуацией воспользовался целый ряд восточноевропейских стран, в итоге вступивших в Евросоюз.

— Очень важно распознать именно тот момент, когда форточка захлопнется. потому что снова такая возможность предоставится лишь лет через 20-30 лет. В прошлом году для Беларуси эта форточка была полуоткрыта, а сейчас она уже закрылась, — констатирует венгерский социолог.

←Цены в Беларуси растут быстрее всех среди стран бывшего СССР

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика