Правила наблюдения
Почему объективная оценка выборов для некоторых международных наблюдателей становится непреодолимым препятствием
Прошедшая в стране парламентская избирательная кампания вызвала большой интерес зарубежных экспертов и наблюдателей. В немалой степени благодаря тому, что впервые она прошла по обновленным и более лояльным по отношению к политическим партиям и кандидатам в депутаты правилам. Впрочем, как иронично заметила председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, есть и “вечные ценности”. И к таковым, в частности, относятся итоговые отчеты миссии ОБСЕ.
Если наблюдатели от СНГ, а также независимые международные наблюдатели дали сбалансированную и объективную оценку прошедшим выборам, то миссия ОБСЕ не смогла уйти от политизированных выводов. “Выборы в Беларуси проходили в соответствии с национальным избирательным законодательством. Несмотря на существенные изменения в нем, правовая база до сих пор не гарантирует проведение выборов в соответствии с международными стандартами и принципами ОБСЕ”, — заявили представители миссии в предварительном отчете.
В принципе такой подход уже ни для кого не является откровением. За двадцать лет после распада СССР любые выборы, которые проводятся в государствах к Востоку от Вены и Варшавы, признаются несвободными и недемократичными. При этом никто, никогда и нигде не видел какого-то общего документа по выборам, которого придерживаются все государства мира. Соответственно говорить о каких-то международных стандартах по меньшей мере некорректно, и каждая страна проводит избирательную кампанию исключительно по собственным законам.
— Удивляет другое: почему в день голосования представители БДИПЧ ОБСЕ позитивно оценивали избирательную кампанию, не высказывали никаких претензий и замечаний. И совершенно другую картинку мы получили, когда руководители миссии зачитали предварительный отчет. Это сразу заставляет думать о политическом заказе, — отмечает независимый наблюдатель из России, кандидат юридических наук Игорь Борисов.
— В заявлениях миссии ОБСЕ нет никакой конкретики, ни одного примера нарушения национального законодательства, — недоумевает руководитель Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский. — К сожалению, у некоторых структур итоговый отчет по выборам готовится политическим руководством без участия рядовых наблюдателей, и повлиять на него они не в состоянии.
Более того, зачастую подается откровенно лживая и непроверенная информация. К примеру, ряд информационных ресурсов распространили заявление главы миссии краткосрочных наблюдателей Парламентской ассамблеи ОБСЕ Маттео Мекаччи о том, что наблюдатели от ОБСЕ не могли наблюдать за голосованием в воинских частях, так как подобное не предусмотрено белорусским законодательством. “К сожалению, господин Мекаччи проявил явную некомпетентность в белорусском законодательстве, в котором нет даже намека на запрещение осуществлять наблюдение за голосованием в воинских частях”, — заявили в Министерстве обороны. На сайте оборонного ведомства размещена подробная информация с указанием всех избирательных участков в воинских частях и фамилий международных наблюдателей, которые присутствовали на них. Всего таких участков 13, и ни на одном из них у независимых наблюдателей не возникло никаких замечаний.
Очевидно, что мы опять столкнулись с пресловутыми двойными стандартами, когда отдельные политики и международные организации стремятся монополизировать понятия “демократия” и “демократическое государство”, предлагая уже готовые модели контроля за их реализацией. А стремления независимых государств отказаться от шаблонов и следовать своим путем наталкиваются на обвинения в отказе от демократизации политической системы, нарушении прав и свобод человека.
Неудивительно, что при таком подходе к делу Бюро по демократическим правам человека, созданное при ОБСЕ в 1990 году, рискует остаться без работы, говорят эксперты. Во всяком случае, в ряде государств СНГ все чаще задаются вопросом: а стоит ли вообще приглашать таких наблюдателей на выборы?
В тему Вчера завершились выборы членов Совета Республики Национального собрания пятого созыва. Верхнюю палату парламента избирают путем тайного голосования депутаты областных и Минского городского совета депутатов. Еще восемь сенаторов назначает глава государства.Между тем Председатель Совета Республики Анатолий Рубинов сообщил, что Совет Республики Национального собрания Беларуси четвертого созыва принял более 400 законопроектов. За четыре года рассмотрено более 25 тысяч обращений граждан, из которых 18 тысяч поступили в ходе личных приемов. |