Новополоцк испытывает кризис пассажирских автоперевозок
Кризис с пассажирскими автоперевозками привел к тому, что частные компании перестали рассматриваться как конкуренты. Более того, у них начали просить помощи, заманивая квотами и дешевыми автобусами.
Как заявил в ходе совещания с перевозчиками негосударственной формы собственности заместитель директора по пассажирским перевозкам ОАО «АТП №6» Александр Букатнев, сейчас в Новополоцке свободны 13 квот на осуществление пассажирских перевозок по ряду привлекательных маршрутов. Включая маршрут №5, который обеспечивает транспортное сообщение между Новополоцком и Полоцком. Конкурс состоится в начале октября. Но и это еще не все! Автопарк выставил на продажу через аукцион два автобуса марки «ПАЗ», которые ранее эксплуатировались в филиале в Ушачах. Частным перевозчикам предложено рассмотреть возможность покупки машин 2004-го и 2005 годов выпуска по разумной цене – 40–50 миллионов рублей.
Эти цифры очень точно характеризуют ситуацию, сложившуюся сейчас на рынке пассажирских перевозок. Казалась бы, еще совсем недавно между крупными государственными автопарками и многочисленными частными перевозчиками, оказывающими услуги микроавтобусами, шла жесткая конкурентная борьба. На каждый маршрут, выставленный на конкурс, претендовало по несколько потенциальных частных перевозчиков. Горисполком и автопарк предъявляли серьезные требования к машинам, на которых намеревались работать частники, ужесточали требования по регулярности рейсов, иногда по различным причинам автобусные парки перераспределяли маршруты частников в свою пользу.
Сейчас ситуация изменилась кардинально. В автобусных парках и смешанных крупных автотранспортных предприятиях Витебщины произошел значительный отток профессиональных водительских кадров. В ряде предприятий штат водителей укомплектован только на 70 процентов. Люди работают с повышенной нагрузкой, на городских и пригородных маршрутах сокращаются рейсы и увеличиваются интервалы движения.
Как рассказал Александр Букатнев, в ОАО «АТП №6» уже полтора года стоят без дела 15 автобусов марки «Радзіміч» – некого посадить за руль. Автопарку не хватает минимум 50 водителей. Приходится увеличивать интервалы движения городского транспорта, отказываться от ряда рейсов и даже маршрутов. В связи с этим ОАО «АТП №6» вынуждено полностью отказаться от рейсов в Минск, Витебск, Браслав, Ушачи. В Смоленск вместо трех раз в неделю автобус стал ходить только раз. В Санкт-Петербург с 24 сентября автобус, ходивший ежедневно, будет выполнять рейсы через день. ОАО «АТП №6» даже пошло на неординарный шаг – там приглашают водителей, готовых работать вахтовым методом. Привозят их из других населенных пунктов и оплачивают им жилье, налажена переподготовка и повышение квалификации и среди работников АТП (даже слесарей), но все это пока не решает проблемы. В Новополоцке людей не устраивает средняя зарплата водителей почти в 5 миллионов рублей (молодым обещают не менее 3 миллионов рублей) – самая высокая в Витебской области.
В соседнем Полоцке ситуация аналогичная. При таком положении дел частники стали уже не конкурентами, а реальными партнерами. Но, как говорили на совещании сами частники, им тоже пассажирские перевозки становятся малоинтересными. Зарплаты водителей, стоимость топлива и низкая платежеспособность населения в сумме делают этот бизнес малорентабельным.
По данным Транспортной инспекции, сейчас в Новополоцке городские и пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении осуществляет 31 перевозчик, что на четыре меньше, чем в прошлом году, в Полоцке из 19 перевозчиков, работавших в прошлом году на регулярных городских и пригородных маршрутах, остались 17.