Взгляд за кулисы СТО

Источник материала:  
20.09.2012 — Разное

Нелегальные станции техобслуживания не раз становились темой проблемных публикаций «СБ». Ведь сегодня по количеству зарегистрированных субъектов хозяйствования фирмы по обслуживанию авто прочно расположились на втором месте, чуть уступая ремонту и строительству жилья. И фронт работ здесь — на 95 процентов в руках частного бизнеса. При этом едва ли не каждая вторая фирма ушла глубоко в тень. Цена вопроса — десятки миллиардов недоплаченных налогов. Корреспонденты «СБ» вместе с сотрудниками госконтроля отправились во внеплановый рейд по СТО.


...Столичная промзона Шабаны. СТО здесь на каждом шагу, и некоторые у проверяющих не первый месяц под особым контролем. Подъезжаем к одному из гаражей без каких–либо опознавательных знаков: ни названия, ни режима работы, ни контактной информации. В общем, попробуй узнай, кому доверяешь свое авто. Хозяин нашим появлением явно обеспокоен и с ходу начинает оправдываться:


— У меня сертификат есть, но он на другое помещение. Там у меня был трехлетний договор подписан, потом его прервали, деваться некуда, вот чуть больше года назад сюда и переехал.


Так–то оно так, сертификат действительно есть, но Александр Пеганов, заместитель начальника отдела контроля сферы услуг Комитета госконтроля, категоричен: у одной фирмы станции техобслуживания могут быть, к примеру, в Заводском, Первомайском и Фрунзенском районах города, но на каждую станцию должно быть свое разрешение с указанием конкретного места!


— А заявку на получение сертификата для этого помещения подавали? — интересуемся.


— Мне насчитали 8 миллионов, чтобы только начать сертификацию. Таких денег сейчас нет. А арендатор вообще ни во что людей не ставит. Я мог бы ремонтировать в своем гараже, квалификация позволяет. А после вашей проверки, наверное, придется уйти в подполье...


Ситуация примерно такая же, как если бы мы с вами открыли ресторан в Минске, имея при этом разрешение только в Молодечно. Чтобы качественно оказывать услуги в любой сфере, будь то автосервис или парикмахерская, необходимо соответствующее оборудование, выполнение требований к техническому персоналу. Вот Госстандарт и проверяет соответствие станций этим условиям и, если все, как положено, выдает сертификат. Работаешь без разрешения? Нарушаешь законодательство? За это предусмотрен штраф до 200 процентов от стоимости оказанных услуг. Вопрос еще и в том, проходила ли выручка через кассовый аппарат?


У некоторых, впрочем, на станции нет и вентиляции. В итоге сотрудникам автосервиса приходится весь рабочий день дышать выхлопными газами. А это уже нарушение санитарных правил. Пропахший машинным маслом автослесарь, которого нам довелось встретить в промзоне, свою причастность к гаражу напрочь отрицал, мол, просто к сыну заглянул. Но любопытно, что переодеться в спецовку он при этом успел. Проверяющие не удивлены — здесь многие «просто заглянули» и далеко не у всех есть запись в трудовой книжке.


Вторая фирма — и вновь никаких опознавательных знаков, даже дверь по цвету и материалу сливается со стеной.


— Как вас клиенты находят?


— Мы больше 10 лет работаем, уже свой круг сформировался.


Правда, оказалось, что срок сертификата истек еще в феврале. Просто–напросто прошляпили. А когда опомнились, уже пришлось всю процедуру начинать заново. Вот процесс и растянулся. По словам же Александра Пеганова, фирма должна минимум за полтора месяца известить Госстандарт, что нужно продлить сертификат.


Заинтересовала контролеров и одна из машин, заказ на ремонт которой оформлен еще на прошлой неделе. Бизнесмены заводят песню:


— Все не без греха — глушитель мы сделали, как и заказывал клиент, а он еще просит в электронике покопаться. Но мы–то понимаем, что права у нас такого нет, пока сертификат заново не получим. Похоже, придется вернуть машину владельцу...


Павел Кремень, начальник отдела контроля сферы услуг главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК, напоминает:


— Наведением порядка в сфере автосервиса в стране занимаются уже долгое время. Многое сделано, но работы еще хватает, и сегодняшняя проверка это подтвердила.


Третья подозрительная точка — и вовсе находка для проверяющего. Стоят сразу несколько машин, на столе — крупная сумма, а документов никаких, разве что удалось отыскать свидетельство о госрегистрации организации. Хозяин гаража демонстрирует искреннее удивление, мол, все четыре машины — мои личные, даже вон та, с транзитными номерами. Но нарушение–то налицо, да и вокруг автомобилей суетятся явно не родственники хозяина...


Представители госконтроля обращают по результатам таких проверок внимание на еще один важный нюанс: многие проблемы возникают из–за того, что нет права собственности. Как результат — нет и перспектив развития, ведь человек не чувствует себя хозяином на этом участке земли. Поэтому и не спешит выполнить требования для сертификации. В свою очередь у работников автосервиса свои аргументы: попробуй купи себе участок, когда фирмы–однодневки скупают землю на аукционах, а потом втридорога перепродают!

Автор публикации: Ольга ПАСИЯК

Фото: Виталий ГИЛЬ

←Следственный комитет сорвет «силовую крышу» коррупционеров?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика