Чему могут научить школьников их вчерашние однокашники?
Корреспондент «НГ» выяснила, почему на « уроки после уроков» классы идут в полном составе...
На смену профильному обучению в школы пришли факультативы – уроки для желающих изучить тот или иной предмет глубже. Чтобы в школе появился дополнительный урок, достаточно заявлений от трех (в сельской школе) или пяти (в городской школе) желающих.
Кто хочет, тот добьется
На факультатив, который ведет учитель столичной гимназии № 41 Леонид Лавринович, старшие классы приходят в полном составе. Эта гимназия славится своими многолетними традициями преподавания математики. В уже далеком 1997 году администрация школы заключила договор о сотрудничестве с БГУ, в 1998 здесь появился первый физико-математический класс. Рука об руку со школьными учителями в гимназии работают университетские преподаватели — Леонид Лавринович и Борис Комраков.
— Вести уроки для одаренных подростков сможет не каждый преподаватель вуза, — замечает директор гимназии Марианна Скакун. — Наши ученики не упустят момент поймать учителя на противоречии, ввести в сомнение, найти исключения из правил.
После отмены профильного обучения школа № 41 смогла сохранить свой профиль и по-прежнему не ударяет анфасом в грязь. Все это благодаря репутации, привлекающей юных математиков из разных районов города, и талантливым учителям. Только нынешним летом ученики сорок первой привезли командное золото с международного турнира юных математиков во Франции и завоевали четыре серебряные медали на Международной олимпиаде по математике среди школьников. Все выпускники без исключения поступают на бюджетные места высших учебных заведений. И ежегодно школа гордится своими стобалльниками — учениками, показавшими абсолютный результат на централизованном тестировании. Причем не только по математике, но и по другим предметам, в том числе гуманитарным.
— Кроме математики ведем факультативы по информатике, физике, химии, биологии, русскому, английскому языку, — рассказывает Татьяна Лях. — Тяготеющих к искусству приглашаем на рисунок, живопись, композицию. Главное, чтобы ребенок чего-то хотел, а мы поможем добиться желаемого.
Наука увлекать
На сайте Национального института образования можно найти программы трех сотен факультативов. На запрос “физика” поисковик выдает пятнадцать наименований спецкурсов на любой возраст и вкус. От “Юного исследователя” и “Физики в игрушках” до “Физика на компьютере” и “Человек и его здоровье как объект физического познания”.
— Мы первые на постсоветском пространстве разрабатываем факультативы как учебно-методические комплексы, — говорит заместитель директора Национального института образования Людмила Худенко. — Изданных комплексов уже 145, каждый из них включает учебную программу, пособие для учащегося и методические рекомендации для учителя.
Разработанные учеными факультативы для учреждений общего среднего образования условно можно разделить на четыре группы: факультативы, сопровождающие базовый уровень изучения учебных предметов, расширяющие и углубляющие их содержание; факультативы углубленной направленности; обобщающие, то есть направленные на систематизацию знаний по предмету, разработанные на основе программ вступительных испытаний в ссузы и вузы; факультативы профориентационной направленности. Некоторые из них созданы инициативными педагогами. Все рекомендованы специалистами к использованию в образовательном процессе.
— Пора говорить не о разработке новых факультативов, а о том, как сделать, чтобы эти занятия были реализованы системно, — считает Людмила Худенко. — Чтобы ученик не метался от одного предмета к другому, а определившись в 5-м классе на факультатив по математике или физике, получал углубленные знания по этому предмету до 11-го класса. Мы работаем в этом направлении.
За кого голосуют ногами?
В столичной гимназии № 29 с сентября работает факультатив по программированию, вести который взялись бывшие выпускники гимназии, ныне студенты младших курсов.
Это уже добрая традиция гимназии: победители республиканских олимпиад, лауреаты спецфонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренной молодежи возвращаются в гимназию, чтобы подготовить себе смену. Такие же традиции существуют в лицее БГУ, гимназии № 41 и многих других столичных школах.
Возвращение студентов в школы трудно объяснить материальными причинами: где-то молодые люди тренируют команды юных физиков из любви к физике и интеллектуальным состязаниям, где-то за четверть учительской ставки. Не это главное.
— Когда мы были школьниками, нас тоже готовили к олимпиадам студенты, — коротко объяснил мне причину один из молодых руководителей факультативов.
Кстати, на факультатив по программированию в гимназию № 29 пришли ученики и других школ. У минских школьников всегда есть возможность изучить углубленно интересующий их предмет и найти своего учителя.
— Даже у нас, в отдаленном сельскохозяйственном районе, факультативы востребованы на все 100 процентов, — заверил заведующий отделом образования Глусского районного исполнительного комитета Александр Бельский. — Если учеников среднего школьного звена ориентируют на углубленное изучение предметов родители, и они же порой контролируют посещаемость, то ученики 10—11-го класса четко знают, что им придется сдавать тесты. Если старшеклассник хочет поступить, например, на экономическую специальность, то обязательно будет ходить на математику, иностранный и русский языки. И добьется того, чтобы эти факультативы не совпадали по времени.
Нынешним летом 53 процента выпускников Глусского района поступили в вузы. Судя по активности старшеклассников, выпускники следующего года пойдут по их стопам:
— Моя супруга ведет факультативы по математике, на которые приходит почти весь класс, — рассказал собеседник. — Слабоватых учеников она пыталась переориентировать: мол, не стоит тебе сдавать тесты, присмотрись к специальностям учреждений профтехобразования. Нет, возражают ученики, мы будем поступать в вузы.
В тему
|