Одному из главных архитекторов «красного террора» «железному Феликсу» 11 сентября исполнилось бы 135: как мы относимся к нему сейчас?
Память о нём как маятник раскачивается в разные, вплоть до полной противоположности, стороны. Когда –то нас учили равняться на «железного Феликса», его беззаветную преданность делу революции. Потом снесли главный памятник ему - на Лубянской площади в Москве - под радостные крики митингующих.
Снос памятника Железному Феликсу - событие историческое, - писал в 2011 году Лев Рубинштейн: «Зияющее отсутствие на Лубянской площади привычного для нескольких поколений истукана - это тоже памятник. Для кого-то это памятник надеждам и иллюзиям, для кого-то - памятник горьким разочарованиям и поруганным идеалам».
Потом стрелка маятника начала перемещаться в другую сторону – началась медленная и постепенная реабилитация чекистов. И первого среди них.
Разговоры о восстановлении монумента на Лубянке на соответствующем месте возникают снова и снова. Дескать, на этой площади никто кроме Дзержинского стоять не должен. Местные власти ждали «дуновения ветра» из кремлёвских кабинетов: куда он дунет? Не проморгать бы, не опростоволоситься, а, напротив, угодить бы интересам тех, кто на самом «наверху».
Но вдумчивые люди, не из власти, а из писательско-журналистской среды, размышляют так: «Ключевым понятием всей этой, так сказать, общественной проблемы мне кажется понятие историзма. То есть чувства истории. А история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Историю нельзя исправить. Можно лишь исправляться самим, честно и усердно уча её уроки. Особенно горькие».
Лев Рубинштейн добавляет: «Я против сноса памятников - скульптурных, архитектурных, каких угодно. Они - наша общая история. Такая, какая была и есть. Воздвижение монумента есть историческое событие определённой эпохи. Но снос памятника, его разрушение или перенос на другое место - это тоже историческое событие. И в некоторых случаях отсутствие памятника на привычном для предыдущих поколений месте само по себе значимо - как памятник той эпохе, когда сносили памятники». Отсюда – вывод автора: «Сносить надо? Нет, не надо. А восстанавливать разрушенное надо? Нет, не надо. Не просто не надо - нельзя…».
По его мнению, именно чувство истории велит обществу не восстанавливать разрушенные памятники и даже храмы, а поставить на их месте памятник, напоминающий о том, что на этом месте большевиками или иными историческими силами они были разрушены. А вот строительство на том же месте «такого же» сооружения объективно покрывает деяния варваров и палачей. Как это снесли? Ничего никто не снёс. Вы видели? Не видели, так молчите. Вот же он. Стоит!
«Если следовать логике наших "реставраторов", то неплохо было бы отстроить, например, римский Колизей, а заодно уж и выпрямить Пизанскую башню, а то стоит себе вкривь да вкось - перед людьми стыдно».
Да. Это, действительно, странная логика. Но когда речь идёт о более близких объектах, нами эта странность как бы перестаёт замечаться.
Написанная в прошлом году Л.Рубинштейном статья вызвала более 300 комментариев. Разных. Как разноликим является и само постсоветское общество. И в России. И у нас.
А история памятника продолжается: 11-тонная работа известного советского скульптора Евгения Вучетича была демонтирована в августе 1991, простояв на Лубянской площади российской столицы более 30 лет. После демонтажа памятник совершил путешествие и нашёл «прибежище» в парке искусств «Музеон» на Крымском валу. Теперь монумент подлежит реставрации, попав в список объектов культурного наследия.
В 2002 году тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков пытался вернуть памятник Дзержинскому на Лубянскую площадь, однако был вынужден отказаться от этой идеи из-за протестов общественности.
Но это всё в России. У нас же бюст Феликсу Дзержинскому как стоял, так и стоит нетронутым в центре белорусской столицы. В его честь назван районный центр, высшая географическая точка нашей страны, крупнейший агрокомбинат. Являющийся, правда, открытым акционерным обществом - возможно, «Железный Феликс» переворачивается от этого в гробу, кто знает.
Должно ли всё это со временем подвергнуться забвению, забыто «как страшный сон»? Или нам всё-таки стоит гордиться «великим и ужасным» земляком? Как гордяться, например, монголы Чингисханом или французы Наполеоном?