Социальный аспект государственной политики
За счет чего прирастает финансирование бюджетных программ.
Общеизвестно: государство обязано заботиться о своих гражданах точно так же, как граждане, вносят лепту в госказну в виде налогов, помогают государству осуществлять социальные программы. Мировой кризис продемонстрировал, что даже экономически развитые страны вынуждены секвестировать, то есть урезать социальные программы. Как же развивается “социалка” на Брестчине? Осветить проблемы и достижения в этой сфере “НГ” попросила заместителя председателя Брестского облисполкома Леонида ЦУПРИКА.
Высокий класс
— Леонид Александрович, как сегодня в области обстоят дела с финансированием социальной сферы?
— У нас, в отличие от некоторых стран Европы, об урезании расходов на образование, медицину, культуру речи никогда не шло. Если в 2011 году на эти отрасли из областного бюджета было выделено 3403,2 млрд рублей, то в текущем — 6065,5 млрд. Кстати, расходы только на образование и медицину в структуре областного бюджета составляют более 50 процентов. К примеру, в минувшем году государство затратило на одного воспитанника в учреждениях дошкольного образования на Брестчине более 7,5 миллиона рублей.
Мало кто знает, что государство берет на себя львиную долю этих затрат, существенно поддерживая семьи, в которых растут дошкольники: родители оплачивают лишь 20 процентов всей стоимости обучения, которую несет государство в системе дошкольного образования.
В здравоохранении господдержка еще более ощутимая. Лечение одного пациента в стационаре в 2011 году обходилось в среднем в полтора миллиона рублей за десять дней. Сегодня это уже 2,3 млн рублей. И не стоит забывать, что пациентам полностью оплачиваются листы нетрудоспособности.
Приведу еще цифры, о которых многие люди просто не задумываются в повседневной жизни. Разовый амбулаторный прием у врача обходится государству в 21,5 тысячи рублей, а вызов “скорой помощи” — в 103 тысячи. А ведь таких приемов и вызовов несметное множество. Нетрудно посчитать, в какую копеечку это вылетает. А ведь при этом мы продолжаем строить новые объекты здравоохранения, модернизировать старые.
В 2010 году решением Брестского облисполкома возобновлено строительство хирургического корпуса областного онкодиспансера на 200 коек с современным операционным отделением и отделением интенсивной терапии, анестезиологии и реаниматологии — вряд ли нужно объяснять, насколько это важная сфера медицины. Объект мы планируем ввести в эксплуатацию к концу следующего года. На него будет затрачено около 134 млрд рублей.
Уровень медицинских услуг постоянно растет. В онкодиспансере установлен линейный ускоритель, с помощью которого реализуются уникальные технологии по ликвидации внутриполостных опухолей при невозможности хирургического вмешательства. Новое оборудование высокого класса, позволяющее диагностировать заболевание на ранних стадиях и своевременно с ним справляться, получили Барановичский и Пинский онкодиспансеры. Начато изготовление проектно-сметной документации на строительство нового онкодиспансера в Пинске на базе бывшего санатория “Жемчужный”. И это далеко не полный перечень новшеств, которые приходят в медицину Брестчины.
— А насколько остро стоит в регионе проблема обеспеченности медицинскими кадрами? Она, как известно, имеет общереспубликанский масштаб.
— Проблема существует, но, полагаю, ее удастся снять в ближайшие годы. Это не будут какие-то сиюминутные, скажем так, пожарные мероприятия, а итог проводившейся на протяжении последних лет целенаправленной работы. Более того, уже есть определенные результаты. Квалифицированных работников стараемся заинтересовать жильем, различными надбавками и выплатами социального характера, которые закреплены в коллективных договорах медучреждений. При нынешней тенденции роста числа выпускников медицинских вузов и при создании нанимателями условий для закрепления специалистов на первых рабочих местах дефицит врачебных кадров нам удастся ликвидировать к 2015 году. Почему не раньше? Специалисты не берутся из воздуха, их необходимо подготовить. И лучше всего, конечно, если это будут выпускники школ области, чтобы процент возвращения “домой” был высоким. Соответствующая профориентационная работа в наших школах в последние годы ведется достаточно интенсивно.
На чем нельзя экономить
— Леонид Александрович, а как, на ваш взгляд, экономические трудности сказались на работе учреждений культуры? Можно ли на этом экономить, и если можно, то как?
— Экономия должна быть. Но это касается в первую очередь рационального использования топливных ресурсов, бюджетных средств самими организациями культуры. В целом же финансирование отрасли осталось в структуре областного бюджета таким же, как в прежние годы. Конечно, от коммерциализации некоторых элементов культурной жизни никуда не уйдешь — это естественно для рыночных отношений. Но экономить на культуре нельзя, это опасно для интеллекта, духовности наших людей. Поэтому государство берет на себя все функции для полнокровного обеспечения этой отрасли, выделяя немалые средства. Только за последних несколько лет в учреждениях культуры проведен ремонт на 107 млрд рублей. Нельзя не отметить серьезную работу властей по ремонту сельских объектов культуры, оснащению их современной аппаратурой и компьютерной техникой в ходе реализации в 2005—2010 годах Государственной программы возрождения и развития села. Так, на базе 35 сельских домов культуры в агрогородках созданы филармонические площадки для проведения концертов и театральных представлений, 162 сельские библиотеки получили доступ в интернет, расширилась на селе сеть филиалов детских школ искусств. В тех небольших населенных пунктах, где учреждения культуры работали неэффективно, их заменила сеть мобильных учреждений.
Сегодня ведется реконструкция областного театра кукол, на которую в итоге будет потрачено 106 млрд рублей. В 2013 году будет начата масштабная реконструкция областной библиотеки имени Горького.
Продолжается работа по охране историко-культурного наследия региона. Реставрируются Коссовский дворец и Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег, усадьба Немцевичей. Начаты работы по восстановлению родового имения Наполеона Орды. В полном объеме на Брестчине сохранены и все крупные фестивали, которые каждый год любители искусства ждут с нетерпением. Это и “Январские музыкальные вечера”, и театральная “Белая вежа”, и “Белорусские фанфары”, и “Каменецкая вежа”, и многие другие.
Кстати, немаловажно то, что мы обеспечиваем доступность культурных мероприятий для людей с любым уровнем достатка. Судите сами: себестоимость одного посещения спектакля в областном театре — 128 500 рублей, а средняя стоимость реализуемых билетов — 11 тысяч. Также регулируем цены и на кинопоказы. Реальная стоимость билета 45 тысяч рублей, а продаются они в среднем за восемь. И это характерно не только для культурной сферы. По себестоимости свободное плавание во дворце водных видов спорта должно стоить 26 тысяч рублей, люди же плавают за 17 тысяч, а, к примеру, за услуги аквапарка в Пружанах платят 16 тысяч вместо 55-ти.
Главное: результат
— Раз уж мы плавно перешли к плаванию, давайте обсудим работу спортивных объектов области. Насколько эффективно они используется? Какова отдача?
— Что касается отдачи, то столь стремительное развитие спортивной инфраструктуры за последнее десятилетие просто не могло не принести результата. Всего за несколько лет число людей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, увеличилось в области с 13,4 до 18,8 процента. Этот показатель выше среднего по республике. Причем не финансовая эффективность является главным показателем в деятельности спортивных объектов. Основное предназначение спорткомплексов, бассейнов, ледовых арен, стадионов — подготовка спортсменов, вовлечение в занятия спортом детей и молодежи. Кстати, в спортивных школах области все учебно-тренировочные занятия проходят на бесплатной основе, учащиеся обеспечиваются инвентарем и оборудованием. За счет бюджетных средств выезжают на плановые соревнования.
Акцент мы делаем на здоровье, которое в большой степени закладывается в юном возрасте через занятия физкультурой. Поэтому все свободное от тренировок спортсменов время на спортивных объектах отдается для массовых занятий по интересам жителям области.
Критически же настроенным людям нужно понять: спортивные объекты в цивилизованной стране — это такое же нормальное явление, как школа, детский сад, театр. Заботиться о своем здоровье — это тоже признак цивилизованности и культуры. Поэтому, расставляя приоритеты в пользу здоровья людей, наше государство льготирует стоимость их посещения. В связи с этим экономическая деятельность спортивных объектов рассматривается на уровне 50-процентной окупаемости коммунальных расходов на их содержание. Но даже при этом за прошедшее полугодие спортивные объекты реализовали услуг более чем на 50 млрд рублей. Это значит, что расходы на их строительство постепенно окупаются.