Почему Несвижу больше не нужен лицей?

Источник материала:  
03.09.2012 23:56 — Разное

В новом учебном году лицей города Несвиж работать не будет. Кадры расформировывают, детей переводят в гимназию и другие образовательные учреждения.

Несвижский лицей после открытия нового здания в 2008 году стал своего рода достопримечательностью города – современный ремонт, оборудование, техническая база. Лицей имел богатую библиотеку, новые приборы и материалы для лабораторных по физике, химии и биологии, аудиоаппаратуру для изучения иностранного языка, 4 мультимедийных проектора, компьютерный класс, спортивный инвентарь и много другое, что позволяет вести обучение на довольно современном уровне. Важно, что доступ ко всему этому имели даже дети из районных деревень – для приезжих на третьем этаже здания разместились жилые комнаты.

Однако спустя четыре года лицей в Несвиже показался местным властям лишним, уже в начале 2012 года было принято решение закрыть учебное заведение. Как сообщила «Ежедневнику» директор лицея Зоя Шингель, необходимость закрыть учреждение власти объясняют соображениями экономии.
Чтобы узнать причину ликвидации лицея из первых уст, «Ежедневник» обратился в отдел образования Несвижского райисполкома. К сожалению, начальник отдела Елена Клишевич ответила, что в ближайшие дни у нее не будет времени прокомментировать данный факт.

Официальное объяснение необходимости ликвидации учебного учреждения можно прочитать в ответе районного отдела образования на обращение родителей, которые просили сохранить лицей. В ответе сказано: «…решение о ликвидации учебного учреждения принято районным исполнительным комитетом с учетом количества лиц, проходящих обучение на уровне общего среднего образования на территории района и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования (в районе функционируют государственные учреждения «Лицей г. Несвиж» и «Несвижская гимназия»)».

В лицее обучалось 108-130 человек – обычно 3 класса в двух параллелях по 15-17 человек и 1-2 подготовительных девятых класса. Для подобного типа учреждения это стандартное количество.
Зоя Евгеньевна считает такое объяснение отпиской. Она не видит объективных причин необходимости закрывать учреждение, и такое решение ей кажется странным. Странная логика шагов районного отдела образования в отношении лицея проявилась еще в одном эпизоде: нынешним летом, когда лицей доживал свои последние дни перед закрытием, туда направили проверку и, найдя недочеты, объявили директору выговор.

Бывшая учительница химии несвижского лицея Елена Малевич, напротив, считает закрытие лицея оправданным. Она отметила крайне слабую успеваемость детей. «Если в 11-х классах дети учатся неплохо, то в 10-х подготовка очень слабая. Даже в классе с химико-биологическим профилем от силы человека три понимали, о чем я говорю на уроке».

Зоя Шингель объяснила, что в лицей в 10-й класс поступают дети с самой разной успеваемостью. «Но за два года мы значительно поднимали их уровень. Свою задачу мы видели в подготовке детей к поступлению в вузы, для этого сотрудничали, например, с Белорусским национальным техническим университетом». В итоге в высшие учебные заведения поступали среднем 80% выпускников.

С закрытием лицея детям предложено доучиваться в несвижской гимназии, которая наследует лицейское здание и техническую базу. Альтернатива не самая оптимальная, считает директор. «В лицей все дети поступали после 9 класса и вместе начинали учиться на новом уровне. В гимназии обучение ведется с первого класса. Представьте, как будет чувствовать себя ребенок из деревни, поступивший туда в 10 класс».

Не всем учителям нашли адекватное место трудоустройства. Директору предложено работать в одной из школ учителем русского языка. «Я бы пошла работать учителем, я не считаю, что это стыдно. Но неужели после 30 лет работы в системе образования я не удостоилась хотя бы права выбора?» В итоге педагог увольняется, не доработав до пенсии всего три года.

Некоторые родители считают, что причина закрытия лицея именно в том, что подавляющее большинство учеников поступают в вузы и уезжают из деревень, а власти хотят, чтобы они там оставались. Якобы, им выгодно, чтобы сельские ребята обладали не слишком высоким уровнем знания и не видели для себя перспективы выше, чем сельскохозяйственный вуз, а еще лучше сельскохозяйственное ПТУ.

Между тем, лицеи и гимназии считают слишком дорогим удовольствием не только власти Несвижского района, но и чиновники государственного уровня. Так, заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Анатолий Глаз высказал мнение, что в Беларуси следует упразднить гимназии и общеобразовательные лицеи. Ведь на обучение гимназиста выделяется на 35% больше средств, чем на школьника, однако результаты гимназий на олимпиадах ниже ожидаемых. Кроме того, существование гимназий и общеобразовательных лицеев создает "резкое расслоение" уровня общего среднего образования в стране: в этих учреждениях концентрируются лучшие ученики и учителя. "То есть мы идем по пути "западнизации" школы, резкого расслоения, поляризации, а с точки зрения политики нашего государство это неправильно. Мы должны проповедовать принципы советской школы", — сказал Глаз.

Ему вторит председатель постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович: "Если уж создавать идеально равные условия для детей в Беларуси, то от гимназий надо отказаться. А если подбирается человек 10-15, которые желают обучаться на более высоком уровне, и есть учителя, которые могут работать на этом уровне, создавайте внутри школы гимназические классы".
 

←Наши университеты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика