Дипломатические осложнения у шведской стенки
Чем вызвано обострение отношений наших стран со Швецией?
Едва ли не синхронный «наезд» официального Стокгольма на обе страны Союзного государства заставил многих политологов обратить пристальное внимание на эту скандинавскую страну и задаться вопросом: «Чем же вызвано обострение в отношении со странами, с которыми она не имеет даже сухопутной границы?»
«Cтокгольмский синдром»
Недавно получило неожиданное развитие дело, тянущееся еще с конца девяностых годов ХХ века. Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер в то время возглавлял немецко-российское охранное предприятие, соучредителем этой фирмы выступало ГУВД Санкт-Петербурга. В качестве своего взноса оно передало фирме право аренды на особняк Мельцера на Каменном острове, на обустройство которого немец потратил 2,35 млн долларов. Позже деятельность фирмы была объявлена в России вне закона, а особняк у Зедельмайера изъяли.
В 1998 году бизнесмен выиграл в Стокгольмском международном коммерческом арбитражном суде дело против российского правительства: арбитраж присудил ему 2,3 млн долларов компенсации потерянных инвестиций. Поскольку Россия с ним так и не рассчиталась, Зедельмайер решил прибегнуть к аресту российских активов за рубежом. Он пытался через суд арестовать экспонаты Роскосмоса на международном аэрокосмическом салоне ILA 2006 в Берлине, но сделать это ему не удалось. Неудачей закончилась и попытка бизнесмена добиться принудительной продажи здания Русского дома на берлинской Фридрихштрассе. В 2006-м Зедельмайеру удалось отсудить у России здания бывшего советского торгпредства в немецком городе Кельн (спустя два года Москва этот комплекс выкупила обратно). Теперь же на торги, намеченные на 7 сентября, по требованию неугомонного немца выставлено здание российского торгпредства в Швеции – шестиэтажное здание в местечке Лидинге близ Стокгольма, оцененное в 7 миллионов евро.
МИД России уже заявил: принудительная продажа здания неизбежно нанесет серьезный ущерб российско-шведским отношениям. «МИД России рассматривает как неприемлемое уведомление Службы взысканий Королевства Швеция о намерении осуществить принудительную продажу на публичном аукционе помещений жилого дома Торгового представительства Российской Федерации в Королевстве Швеция, – говорится в комментарии департамента информации и печати российского внешнеполитического ведомства. – …Рассчитываем, что в Швеции предпримут надлежащие меры по выполнению своих международно-правовых обязательств… Помещения Торгового представительства Российской Федерации, являющегося частью дипломатической миссии России, пользуются в Королевстве Швеция судебным иммунитетом и иммунитетом от исполнительных действий на основании статьи 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года».
Посла не посылали
Продолжает будоражить умы политологов и история с отъездом из Минска шведского посла. Как считает руководитель Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский, посол Швеции в Беларуси Стефан Эрикссон принимал активное участие в пропаганде смены конституционного строя Беларуси, чем грубо нарушал Венскую конвенцию. «Господин Эрикссон забыл о том, что является послом, и начал активно заниматься политикой, проталкивая интересы экстремально настроенных кругов белорусской оппозиции, – пояснил польский эксперт. – Что бы происходило, если бы белорусский посол в Швеции активно занялся тем, чем занимался господин Эрикссон?»
Как заметил руководитель Аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко, Стефан Эрикссон работал в Минске около семи лет. «За это время можно было ожидать настоящего прорыва в отношениях Беларуси и Швеции, интересных взаимовыгодных контактов, но ничего этого сделано не было, – отметил белорусский аналитик. – Эрикссон не делал ничего для того, чтобы наши страны приобрели какие-то устойчивые долгосрочные отношения».
Эксперт сообщил, что есть информация, по которой в 2010 году посол неоднократно лично передавал инструкции и деньги радикальным группировкам, экстремистам, готовившим силовую акцию против Беларуси наподобие «арабской весны».
Немецкий политолог Александр Рар отмечает, что в Европе есть профессиональное лобби, которое заинтересовано в создании негативного политического фона вокруг Беларуси: «Думаю, что есть просто определенные политические партии и индивидуальные политики в Брюсселе, которые усердно занимаются проблемами Беларуси. Там созданы целые рабочие группы, которые занимаются Беларусью».
Примечательна позиция Зенона Позняка – известного создателя довольно влиятельного в конце прошлого века оппозиционного Белорусского народного фронта (БНФ). С 1996 года он проживает за границей – сначала в Польше, а теперь в США. 68-летний Позняк выступил с обращением по поводу шведской провокации, когда легкий самолет нелегально пересек границу Беларуси. Позняк заявил, что ему «уже надоели эти инфантильные «мобы-шмобы» брюссельского разлива, этот богемный эгоизм, это ерничанье и безответственное поведение».
Ворота не закрыты
«Мотивы принятия белорусской стороной решения о непродлении аккредитации бывшему послу Швеции в Беларуси Стефану Эрикссону понятны и не нуждаются в дополнительных комментариях, – отмечает белорусский МИД. – С учетом одновременного отзыва в Минск посла Беларуси в Швеции Андрея Гринкевича белорусская сторона полагала исчерпанным данный конфликт и была готова к совместным усилиям по возвращению двусторонних отношений в конструктивное русло. В пользу этого свидетельствуют и ранее предпринимавшиеся белорусской стороной усилия по недопущению перехода ситуации в конфликтную стадию».
Однако шведский МИД предпочел пойти на обострение и дополнительно принял решение о выдворении из страны двух старших дипломатов Посольства Беларуси, включая Временного поверенного в делах, и отказе во въезде в Швецию нового посла Беларуси, имеющего агреман шведского правительства. В этих условиях невозможно было обеспечить нормальное функционирование загранучреждения – и белорусская сторона была вынуждена отозвать свое посольство в Швеции и возвратить всех сотрудников в Минск.
Впрочем, в контексте данных мер речь не идет о разрыве дипломатических отношений. «Возвращение двустороннего взаимодействия на прежний уровень непосредственного дипломатического присутствия в столицах двух стран возможно лишь в случае, если шведская сторона в диалоге с Беларусью вернется к соблюдению международно признанных принципов взаимоуважения, суверенного равенства государств и содействия развитию дружественных отношений», – отмечают в МИД Беларуси.