Игры без разума
Чего же не хватает современным детям, если их тянет на экстрим?
Не так давно довелось побывать в Мозыре. Гуляя по улицам города, обратила внимание на довольно странную особенность в поведении местных подростков. А точнее, на их новую экстремальную забаву. Суть ее сводилась к следующему. Стоят школьники около нерегулируемого пешеходного перехода, но переходить на другую сторону не спешат. Однако как только ближайшая машина на скорости приближается к “зебре”, дети тут же бросаются под колеса, делая вид, что им во что бы то ни стало нужно перейти дорогу. Этакая проверка себя на смелость, а водителя — на быстроту реакции.
Подросткам — как с гуся вода: выслушали порцию брани в свой адрес, посмеялись над своим “геройским”, слава богу, успешно завершившимся поступком, и пошли к очередному переходу. А вот у хозяина автомобиля от перенесенного стресса, думаю, еще долго будут трястись руки и екать сердце.
Этот случай мог быть обычным стечением обстоятельств: может, ребята действительно зазевались, стоя у пешеходного перехода. Однако подобные истории мне не раз доводилось слышать от местных жителей.
Не менее странное занятие по душе нашли себе и минские школьники. В летний зной 12—13-летние мальчуганы придумали неординарный способ освежиться: устроили прыжки в реку с автомобильного моста высотой в десять метров. Слава богу, из воды целые и невредимые вышли все прыгуны. Но страшно даже представить, что было бы, если бы на этом участке дна Свислочи оказалась какая-нибудь острая коряга.
К слову, за рубежом подростки такими опасными развлечениями балуют себя уже давненько. Причем различные молодежные экстремальные движения развиваются там довольно успешно. Например, в одной из европейских стран молодые люди веселили единомышленников и ужасали случайную публику тем, что выбирали самый оживленный участок проезжей части и бросались, не разбирая дороги, на другую сторону. Выжил — молодец, не выжил — значит, не повезло, такова судьба. А в соседней России подростки “экстремалят” несколько иначе: прыгают с моста на движущийся поезд, устраивают гонки на мотоциклах и автомобилях, дерутся на стальных мечах, исследуют заброшенные здания и стройки. В итоге в газетах то и дело появляются сообщения о нелепой гибели школьников.
Так, несколько лет назад двое липецких парней задохнулись в канализационном коллекторе, спустившись туда за очередной подсказкой при ориентировании на местности. В другом случае секретный код был спрятан в трансформаторной будке. Юноша погиб, зацепившись за оголенные провода. Еще один молодой человек получил смертельную травму, провалившись в дыру пола заброшенного здания.
Так неужели подобные забавы переняли и белорусские школьники? Видимо, нынешнему подрастающему поколению уже не интересны некогда популярные и безобидные “казаки-разбойники” и “зарницы”. Это уже устарело: не щекочет нервов, не демонстрирует окружающим подросткового бесстрашия. То ли дело броситься под колеса — настоящая проверка на смелость. Однако вряд ли, подходя к “зебре” и намереваясь совершить рывок, юные мозыряне задумывались над тем, что водитель может отвлечься, перепутать педаль тормоза с педалью газа или оказаться изрядно выпившим. Существует большая вероятность, что рано или поздно экстремалам доведется прокатиться с ветерком на капоте какого-нибудь авто. В итоге горе-пешеходам в лучшем случае будут обеспечены проблемы со здоровьем, а водителю — с сотрудниками ДПС и своей совестью.
Говорить таким детям о том, что это неправильно и опасно, — глупо и бессмысленно: все равно не послушают и упрекнут взрослых в отсталости и непонимании современного мира. Время, когда правила поведения на улице, на дороге, на мосту подростку следовало бы разъяснить, безвозвратно упущено родителями. Думаю, юношеское халатное отношение к собственной жизни — результат как раз таки особенностей семейного воспитания: недосмотрели, недоговорили, недолюбили, недохвалили. Вот и получается, что дети пытаются компенсировать недостаток родительского внимания вниманием окружающих, заставить других — друзей и незнакомых людей — восхищаться собой. А что в итоге? Привлекли внимание? Если пишу о них, значит, привлекли. А вот восхищаюсь ли я их “смелостью” и “отвагой” — это большой вопрос.
Конечно, хочется верить, что эти юношеские игры с возрастом забудутся и повзрослевшие мальчики и девочки направят свою неиссякаемую энергию в нужное русло. Но ведь и сейчас можно найти массу безобидных занятий, от которых дух захватывает. Например, прокатиться на экстремальной карусели в парке, взять в руки микрофон и спеть перед многолюдной публикой песню под караоке, сделать незнакомому человеку комплимент, признаться в любви объекту своих тайных желаний, постоять за себя, заступиться за слабого или бросить курить. Заняться какими-либо видами спорта, наконец. Вот это я понимаю — смелые люди, но именно на такие действия, как правило, мужества и не хватает. А может, взрослым не хватает времени и желания все это детям объяснить?