Полёт шведов — медвежья услуга?
Не стоит делать крайними бесшабашных придумщиков плюшевого десанта.
КГБ выпустил из «американки» студента Антона Суряпина и риэлтора Сергея Башаримова. Пусть под подписку, но всё же — хоть какой-то позитив в деле о плюшевом десанте.
Одни цинично шутят: ловля на живца не удалась. КГБ, как известно, пытался заманить сотрудников пиар-агентства Studio Total, устроивших 4 июля дерзкий авиарейд из Литвы, грузил их моральной ответственностью за судьбу арестованных. Но шведы не будь дураки в ответ пригласили в Стокгольм Лукашенко.
Другие связывают прилив гуманизма у белорусских властей с недавним визитом главы российской дипломатии Сергея Лаврова. Есть мнение, что Москве все же не выгодно, когда Минск перегибает палку в своих хронически скверных отношениях с Евросоюзом.
У властей сработал здравый смысл
Впрочем, минский политический обозреватель Павлюк Быковский не склонен связывать изменение меры пресечения риэлтору Башаримову и фотожурналисту Суряпину с визитом главы МИД России.
«За белорусско-российские отношения там отвечает не МИД, а Администрация президента, — пояснил аналитик в комментарии для Naviny.by. — Поэтому Лавров, скорее всего, действительно обсуждал вопросы внешней политики. Впрочем, он мог передать совет Путина — Медведева относительно урегулирования этого дела».
Политолог Валерий Карбалевич также не усматривает прямой связи между освобождением двух фигурантов плюшевого дела и недавними приездами Лаврова, а также генсека ОДКБ Николая Бордюжи.
В интервью для Naviny.by аналитик заявил, что «скорее, властям просто хватило здравого смысла»: уж слишком очевидно было, что эти двое просто попали под раздачу.
Кампания за их освобождение — и международная, и внутри страны — наверняка давила на психику высоким чинам. Члены Белорусской ассоциации журналистов, правозащитники лично поручились за попавших в «американку». Как ни гнобят власти гражданское общество, его голос все же имеет вес.
«Інфантылы» и «дурні»
Тем временем среди политизированной публики разгорелась дискуссия: а не оказалась ли акция недальновидных дилетантов-шведов подставой для целого ряда лиц — от упомянутых риэлтора и фотожурналиста до генералов Игоря Рачковского и Дмитрия Пахмелкина? Глава погранведомства и командующий ВВС-ПВО, напомню, были сняты с постов в результате разбора полетов, когда выяснилось, что вылазку шведов на легкомоторном самолетике прохлопали.
Некоторые авторы сделали даже вывод, что, хотя сброшенные над Ивенцом и на окраине Минска игрушки и были снабжены этикетками в защиту свободы слова, услуга Studio Total оказалась медвежьей для дела демократии в Беларуси и перспектив ее европеизации. Вон как режим разошелся, как руки себе развязал, посольство Швеции вышвырнул и т.д. Самые же большие конспирологи пришли к выводу, что всю эту кашу заварили на Лубянке (действительно, где же еще?).
И уж, конечно, совсем непростительно то, что авторы воздушного перформанса не удосужились согласовать его с КХП — БНФ. В итоге удостоились зубодробительной критики (шведы — «інфантылы», «дурні», которых следует отдать под суд хотя бы на родине) от пребывающего в эмиграции лидера этой партии Зенона Пазьняка.
Последнего, в свою очередь, похвалила за правильные мысли газета администрации Лукашенко «СБ — Беларусь сегодня». Оппозиции, которую Пазьняк называет подставной, такая честь и не снилась.
Кому служат тролли из Studio Total?
Да уж, чего-чего, а такой фантасмагории далекие от нашего политического зазеркалья шведы из Studio Total наверняка не прогнозировали.
Страсти вокруг них (да и другие дискуссии) показывают, что не только власть, но и ряд ее оппонентов живут в совковой парадигме. Им трудно представить себе, что некто может действовать вне рамок идеологии, без поручения партийной ячейки, задания спецслужб, проплаты и т.д. Они не въезжают в логику и мотивацию внутренне свободного человека.
Не стоит из шведских летунов делать ангелов (ни из кого не стоит!) или борцов за свободу Беларуси, что называется, по жизни. Да, они нарушили закон. Да, не исключено, что намерение пропиариться (здесь они профи, как-никак!) было не на последнем месте. Может быть, завтра они будут троллить какого-нибудь африканского диктатора. В конце концов, это их выбор, их риск.
Далее, есть буква закона и есть нравственное измерение. И когда речь идет о реалиях автократий, диктатур, здесь возможна колоссальная разбежка. Следуя букве закона, литовские чиновники «слили» счета известного правозащитника Алеся Беляцкого, которому потом здесь впаяли четыре с половиной года.
А как он мог легально оперировать деньгами на помощь политзаключенным и их семьям? Да, формально нарушал некие параграфы. В трактовке режима — преступник, для многих мыслящих иначе — подвижник, борец. Это уж кто чем дышит.
Те, кто поставил палаточный городок в двухстах метрах от резиденции Лукашенко в марте 2006-го; те, кто вышел на Площадь 19 декабря 2010 года, тоже формально нарушали изначально некие нормативные акты о массовых мероприятиях. Но они считали: если не выйти за красные флажки, которыми режим опутал всё и вся, то так и останемся рабами навек.
В какой стране Воронеж?
Если Зенон Пазьняк говорит о «мобах-шмобах брюссельского розлива», то политолог Валерий Карбалевич рассматривает дерзкий полет как акцию частных лиц. Наш собеседник исключает, что она могла проводиться под эгидой западных спецслужб — ведь те «всегда ставят какую-то прагматичную цель, а здесь ее не видно».
Добавлю: тем более трудно представить, чтобы за этим стояли государственные органы Швеции, Литвы, а уж тем более — брюссельские институции. Во-первых, над ними действительно довлеет закон. Во-вторых, чисто по-житейски: а на кой ляд им умножать проблемы в отношениях с Лукашенко? Зачем расколупывать болячку белорусского вопроса, которая и так не заживает?
И уж совсем глупо было бы послу Стефану Эрикссону, на которого власти страны пребывания давно точили зуб и которого, понятное дело, «вели» от и до, влезать в авантюру с мишками, чтобы омрачить неизбежным скандалом финал своего пребывания в Беларуси. Напомню: ее официальный лидер сам признался, что неудобного дипломата запланировали вычистить не мытьем, так катаньем еще сразу после Площади-2010.
Глава КХП — БНФ, со своей стороны, винит шведских летунов еще и в том, что в итоге Лукашенко «уволил белорусских военных и пограничных руководителей и назначил на их место россиян».
Тут вообще боб с горохом смешан. Может, Воронежская область — исторически белорусская земля? Именно там в селе Одинцовка родился Пахмелкин. То есть прежний командующий ВВС-ПВО не является этническим белорусом. В свою очередь, новый глава Госпогранкомитета Александр Боечко — из Житомирской области. Стало быть, не россиянин.
Рачковский — да, «тутэйшы», из Сморгони, и даже как-то выступал публично по-белорусски. Но политолог Карбалевич сомневается, что Рачковского «можно считать белорусским националистом».
По версии аналитика, тот просто стал слишком самостоятельным, затеял некую реформу, европеизацию ведомства. Лукашенко это не понравилось, и он использовал повод, чтобы отодвинуть чиновника.
При этом эксперт соглашается, что руководитель страны «действительно старается назначать на высшие посты тех, кто родился не в Беларуси». По словам Карбалевича, для диктаторских режимов характерно «формировать преторианскую гвардию из людей, не укорененных в местное население». Он напоминает о янычарах в личной гвардии турецких султанов, латышских стрелках, охранявших Ленина в Смольном и Кремле.
Естественно, у чужака, как правило, меньше сантиментов, когда надо выполнять жестокий приказ. К тому же в нашем случае есть такой момент: президентом Беларуси может стать только тот, кто здесь родился.
Другое дело, что поводы для кадровых чисток (равно как и для репрессий, дипломатических обострений) белорусский руководитель при нужде легко нашел бы и без полета шведов.
А потом, разве мало фактов, когда «тутэйшыя» душат беларушчыну похлеще пришлых? И напротив, многие этнические русские, поляки, евреи являются настоящими, свядомымі гражданами Беларуси по духу. Селекция по крови (и даже, скажу крамолу, по языку!) — не лучший критерий.
Во всем виноваты горячие эстонские парни
Теперь официальный Минск оседлал нового конька: пусть Швеция и Литва, коль так кичатся своим верховенством права, содействуют в расследовании нарушения границы.
Если бы белорусские власти с самого начала перевели ситуацию в сугубо правовое русло, то могли бы поставить и Стокгольм, и Вильнюс в затруднительное положение, считает Валерий Карбалевич. Теперь же это — неуклюжие запоздалые ходы.
Действительно: долгое время белорусские начальники вообще отрицали факт полета («фотошоп» уже вошел в анналы!), потом вышвырнули шведского посла, закрыли посольство. Идет дипвойна, а на войне как на войне, и Стокгольм, по мнению политолога, теперь получил моральное право на игнор.
Похоже, что литовцы тоже не станут рвать жилы. Влиятельный депутат Эмануэлис Зингерис в интервью «Белсату» напомнил, что Литва уже обожглась на деле Беляцкого.
Ну а пока в Вильнюсе сделали крайними эстонцев. «Что я могу сказать? Дежурила эстонская смена. В Кармелаве (там находится центр контроля воздушного пространства. — А.К.) есть и литовцы, и эстонцы, и латыши. Дежурила эстонская смена. Мы ничего не сделаем с эстонскими служащими», — заявил председатель комитета по национальной безопасности и обороне литовского Сейма Арвидас Анушаускас.
Надо думать, Минск с горячими эстонскими парнями тем более ничего не сможет сделать.
Дипломатическая война была запрограммирована
Выпуск на свободу Суряпина и Башаримова говорит о том, что гнев из-за плюшевого десанта, обнажившего проблемы разрекламированной белорусской ПВО, проходит.
По уму так вообще стоило бы махнуть рукой: ну и хрен с ними, с этими мишками! Европа нам нужнее, чем мы ей.
Но у белорусских властей — своя гордость и свои понятия. Аналитики считают, что процесс закрытия посольств — белорусского в Стокгольме и шведского у нас — уже не остановишь. Значит, дипломатический тупик надолго.
По мнению Павлюка Быковского, быстро вернуть ситуацию в нормальное русло не получится, но важно, что Брюссель сумел удержаться от эскалации напряженности. «До 23 сентября, когда пройдут выборы в парламент, вряд ли что-то принципиально изменится, а уж потом у ЕС будут новые поводы для принятия решений в отношении Беларуси», — отмечает аналитик.
Выборы идут по обкатанному сценарию властей, и Палата вновь может оказаться стерильной, без оппозиции. В таком случае миссия ОБСЕ оценит кампанию жестко. В то же время у Минска есть что положить на другую чашу весов. Не исключено, что к концу октября, когда Брюссель собирается вернуться к вопросу о санкциях против «последней диктатуры Европы», несколько политических узников увидят небо не в клеточку. Евросоюз, и так не рвущийся в бой, сдержанно отметит «прогресс».
Короче, дежавю. Никакие «мобы-шмобы» сами по себе действительно не сменят систему. Вопрос упирается в состояние умов массы.