В «большой авиационной тройке»
Что представляют собой ВВС России по сравнению с другими крупнейшими странами
Как известно, вооруженные силы страны в целом и их отдельные виды предназначены для ведения войны с внешним противником. Соответственно нет смысла приводить размеры ВС без их сравнения с ВС потенциальных противников или просто других стран, находящихся в сходной «весовой категории». Столетний юбилей, отмечаемый в эти дни российскими ВВС, дает очень хороший повод для сравнения их с авиацией других сильнейших стран мира. При этом желательно обходиться как без «ура-патриотизма», так и без стенаний о безнадежной и безвозвратной гибели отечественной авиации.
Значительное сокращение парка российских ВВС в 90-е годы, обусловленное тяжелым экономическим кризисом, нельзя считать процессом однозначно отрицательным. Дело в том, что были досрочно списаны устаревшие машины 2-го и 3-го поколения, что, как ни удивительно это прозвучит, сделало российские ВВС более «молодыми», чем у большинства конкурентов. При этом, правда, сегодня мы подходим к моменту, когда пришла пора списывать уже и первые машины 4-го поколения – слишком много и слишком рано (еще при СССР) мы их построили. Впрочем, абсолютно аналогичная ситуация складывается сегодня в США – огромный парк самолетов 4-го поколения очень сильно устарел физически. В этом плане в более выгодном положении оказывается Китай, который в последнее десятилетие делает то, что Россия в 90-е, – быстро избавляется от устаревших самолетов. Но при этом очень быстро заменяет их новыми, чем ни Россия, ни США похвастаться не могут. Поэтому сейчас именно китайские ВВС становятся самыми «молодыми» с точки зрения среднего возраста самолетов.
Несмотря ни на какие сокращения, ВВС России остаются, вместе с американскими и китайскими, в числе трех крупнейших в мире. ВВС европейских стран сократились настолько, что ни одна из них в отдельности серьезной силы не представляет. Более того, как показала прошлогодняя ливийская операция, европейцы мало на что способны даже объединенными усилиями. Гораздо более сильные ВВС имеют сегодня некоторые азиатские и ближневосточные страны – обе Кореи, Япония, Тайвань, Вьетнам, Индия, Пакистан, Израиль, Саудовская Аравия, Сирия, Египет. Тем не менее никто из них до «большой тройки» не дотягивает и в обозримом будущем не имеет шансов это сделать. Соответственно целесообразно сравнить авиационную мощь именно этих трех стран.
США традиционно гордились мощью своей стратегической авиации, многократно превосходя в этом компоненте СССР. Именно в постсоветский период их преимущество резко сократилось. Сегодня США имеют в боевом составе своих ВВС 163 стратегических бомбардировщика (76 В-52Н, 67 В-1В, 20 В-2А), Россия – 80 (16 Ту-160 и 64 Ту-95МС). При этом российские ВВС включают 124 бомбардировщика средней дальности Ту-22М3, аналога которому у конкурентов нет. Китай располагает 140 бомбардировщиками Н-6 и Н-6М, созданного на базе старого советского Ту-16. Хотя китайцы пытаются модернизировать этот самолет, современным требованиям он не отвечает.
В области фронтовой ударной авиации Россия удерживает лидерство, имея в составе ВВС более 300 бомбардировщиков и разведчиков Су-24М и МР, часть которых модернизируется до варианта Су-24М2. На замену этим самолетам начал поступать новейший Су-34 (пока имеется 15 штук, будет не менее 120). США располагают 220 истребителями-бомбардировщиками F-15Е, Китай имеет около 100 фронтовых бомбардировщиков JH-7, их производство продолжается.
Что касается штурмовой авиации, то у России имеется более 200 штурмовиков Су-25, у США – 331 А-10, у Китая – от 200 до 500 Q-5. Все эти самолеты устарели, особенно Q-5. По-видимому, в обозримом будущем машины этого класса будут заменяться боевыми беспилотниками.
Тяжелые истребители традиционно являются своеобразной «визитной карточкой» ВВС, очень немногие страны ими располагают. У России это Су-27 и созданные на его основе Су-30 и Су-35С. Сегодня на вооружении ВВС России имеется примерно 250 Су-27 (из них от 40 до 60 модернизировано до варианта Су-27М3), 4 Су-30МК2 и 4 Су-35С, последних предполагается приобрести не менее 48. Те же самолеты являются основой ВВС НОАК: сегодня они включают 76 Су-30МКК и более 300 Су-27СК, купленных в России, J-11А, произведенных по российской лицензии, и J-11В, скопированных с Су-27 без лицензии. Производство J-11В, а также скопированных без лицензии с Су-30 истребителей J-16 продолжается значительными темпами. Что касается США, то они имеют 271 F-15С/D и 188 F-22А. Последние являются единственными в мире строевыми самолетами 5-го поколения. В России и Китае активно разрабатываются свои истребители 5-го поколения – Т-50 и J-20 соответственно.
К классу тяжелых истребителей примыкает класс перехватчиков. Здесь монополистом является Россия, ВВС которой включают 250 не имеющих никаких зарубежных аналогов самолетов МиГ-31, часть которых проходит модернизацию.
Что касается легких истребителей, то ВВС России насчитывают примерно 150 машин этого класса МиГ-29. ВВС США имеют сегодня 1015 F-16C/D и 17 F-35A. Последние относятся к истребителям 5-го поколения и призваны заменить все F-16, а также и штурмовики А-10. Однако пока F-35 испытывает очень значительные технологические проблемы, его перспективы совершенно неясны. Из-за этого американцы могут столкнуться с серьезным дефицитом именно легких истребителей из-за быстрого списания F-16 (подавляющее большинство из них было произведено в 80-е годы). На вооружении ВВС НОАК состоит более 200 J-10А/S, примерно 200 J-8, около 800 J-7. Однако J-8 и особенно J-7 очень сильно устарели, для их замены и производится J-10, которых будет выпущено не менее 300 (возможно – до 1000).
В целом, как видно, в данный момент ни о каком катастрофическом отставании ВВС России речи нет. Однако военно-политическому руководству страны необходимо очень четко определить перспективный облик отечественной авиации на ближайшие десятилетия, учитывая достижения и ошибки других стран.