Здесь рождается будущее
Крупнейшему белорусско-российскому инвестиционному проекту дан официальный старт
Президент Беларуси Александр Лукашенко заложил в памятный камень, установленный на площадке строительства белорусской АЭС, капсулу с посланием будущим поколениям.
«Воплощая в жизнь девиз о построении сильной и процветающей Беларуси – государства для народа, – говорится в послании, – мы приступаем к реализации крупнейшего совместного с братской Россией инвестиционного проекта – строительству первой атомной электростанции на нашей территории».
Создание национальной ядерной энергетики – это значительный шаг в укреплении энергетической безопасности страны, мощный стимул ускорения научно-технического прогресса и инновационного развития. Строительство в Беларуси атомной электростанции позволит обеспечить динамичный подъем экономики, повысить благосостояние людей и преобразить жизнь перспективного региона. В послании выражается надежда, что этот шаг будущие поколения оценят с благодарностью.
Александр Лукашенко принял участие в торжествах вместе с первым вице-премьером Беларуси Владимиром Семашко, губернатором Гродненской области Семеном Шапиро и первым заместителем генерального директора госкорпорации по атомной энергии «Росатом» Александром Локшиным.
Новые город и отрасль
Белорусская АЭС из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2х1200) МВт будет построена на Островецкой площадке в Гродненской области. Выбор площадки специалисты объясняют прочным гранитным основанием под будущей АЭС, что является еще одной гарантией ее безопасности. Генеральный контракт на сооружение станции заключен 18 июля 2012 года во время заседания Совета Министров Союзного государства в Минске. Общая приблизительная стоимость сооружения Белорусской АЭС составляет почти 10 миллиардов долларов. Россия на эту сумму выделяет Беларуси льготный долгосрочный госкредит. Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, второй – в 2020-м.
Станция, а по сути, создание новой и самой современной отрасли в белорусской экономике, позволит повысить уровень энергетической безопасности Беларуси за счет диверсификации топливно-энергетических ресурсов, сократить потребление природного газа до 5–7 миллиардов кубических метров в год, снизить себестоимость производства электроэнергии, а также выбросы парниковых газов в атмосферу. Строительство будет способствовать активному социально-экономическому развитию как региона, так и всей страны.
Население Островца, который всего несколько месяцев назад получил статус города, пока около 9 тысяч человек, но вскоре увеличится в четыре раза. Это будет самый современный город. Начато строительство первых микрорайонов, скоро появятся четыре новые школы, более десяти детских садиков, магазины, рестораны, отели и многое другое.
Началась работа и по строительству самой станции. Работы ведутся на 62 объектах, 14 из которых планируется сдать уже в этом году. Это здания генподрядчика и заказчика со штабом стройки, две столовые, газопровод с котельной, коммуникации, склады и т. д.
Кипит работа и на площадке самой АЭС, которая находится в двадцати километрах от райцентра. На котловане (глубиной с пятиэтажный дом) заняты экскаваторы и самосвалы, им предстоит вывезти полтора миллиона тонн грунта!
Безопасность гарантируется
Нынешней весной, принимая генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкиа Амано, Александр Лукашенко обратил внимание на то, что атомная электростанция строится в стране, которая наиболее серьезно пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС. «И то, что сегодня население – нам это удалось сделать – поддерживает этот проект, весьма симптоматично», – сказал глава белорусского государства.
Однако авария на японской АЭС «Фукусима» и последовавшая после этой катастрофы реакция Германии и других стран, их намерение свернуть ядерные проекты в очередной раз поколебали веру людей в безопасность мирного атома. Именно поэтому безопасность первой белорусской АЭС – вопрос основной.
Для реализации в Беларуси выбран российский проект АЭС-2006 нового поколения «три плюс». Проект соответствует самым строгим нормам и рекомендациям МАГАТЭ и отличается повышенными характеристиками безопасности, а по наличию активных и пассивных систем безопасности он превосходит зарубежные аналоги.
«Белорусский проект является эволюционным развитием проекта, который мы в свое время создавали с нашими финскими коллегами, – пояснил на недавнем IV Международном форуме «Атомэкспо-2012» директор программ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Бояркин. – Это был первый в мире проект, отвечающий всем требованиям третьего поколения. На его базе был создан проект АЭС-2006, в который добавлены еще несколько систем безопасности. По этому проекту мы строим Ленинградскую атомную станцию под Санкт-Петербургом, Балтийскую станцию в Калининграде, будем строить белорусскую АЭС».
За всю историю атомной энергетики произошли три крупные аварии – на АЭС «Три-Майл-Айленд» в США в 1979 году, на Чернобыльской АЭС в 1986-м и на «Фукусиме-1» в 2011 году. Во всех трех случаях значительную роль сыграл человеческий фактор.
– Поэтому все наши проекты сделаны таким образом, что в случае выхода за установленный режим эксплуатации станция останавливается сама, – поясняет заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров. – Происходит самозаглушение реактора, начинают работать пассивные системы безопасности, которые, в отличие от активных, не требуют внешнего энергоснабжения и вмешательства оператора. К сожалению, ни на «Три-Майл-Айленд», ни на ЧАЭС, ни на «Фукусиме» таких систем не было.
Белорусская АЭС, по словам специалиста, проектируется как самодостаточная структура, которая сможет обеспечить свою безопасность вне зависимости от внешних факторов. На станции «Фукусима-1» на четыре энергоблока было восемь дизельгенераторов – по два на блок. В проекте АЭС-2006 на один энергоблок приходится четыре дизельгенератора. Причем каждый из этих дизельгенераторов находится в отдельном помещении, которое абсолютно изолировано от воды на случай затопления. Более того, дизельгенераторы и распределительные устройства станции подняты на высокие отметки. Как известно, на «Фукусиме» отказали не только дизельгенераторы, но и распределительные устройства, которые находились на низких отметках и были залиты водой. Поэтому белорусская АЭС проектируется так, что даже при полном затоплении площадки все резервные источники питания сохранят свою трудоспособность.
Кстати, после событий на «Фукусиме» в «Росатоме» составили программу стресс-тестов и проанализировали поведение реакторов в случае, если будет полностью исключено внешнее энергоснабжение, будут отключены все внутренние источники энергоснабжения и допущены ошибки персоналом. Анализ показал, что при сочетании этих трех факторов пассивные системы безопасности, которые есть в проекте, приведут реактор в безопасное состояние, обеспечат его расхолаживание и исключат возможность загрязнения окружающей местности.
Такие же стресс-тесты провели и другие государства. Все данные были переданы в МАГАТЭ. Комиссия отметила, что сильной стороной российского дизайна является именно очень высокая готовность к любым аварийным ситуациям.
«Мы считаем, что наш сегодняшний дизайн абсолютно готов к постфукусимским требованиям. Более того, по нашему мнению, то, что относится сегодня к поколению «три плюс» (напомним, что именно этот проект будет реализован в Беларуси. – Ред.), в каком-то смысле, в том числе благодаря усилиям МАГАТЭ, должно быть принято как некий наднациональный стандарт, который должен быть обязательным для всех государств и обеспечивать в том числе общественную приемлемость ядерной энергетики, потому что только когда люди будут уверены, что атомные станции безопасны, они не будут испытывать страхов», – резюмировал представитель «Росатома».
Беларусь готова лучше других стран
После аварии на японской АЭС «Фукусима-1» отказа от атомной энергетики не произошло. Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы, Латинская Америка, Южная Африка, Турция и другие государства, включая США, Великобританию и Россию, продолжают строить реакторы.
2011 год стал для «Росатома» рекордным с точки зрения портфеля заказов. Если на начало года в нем было 12 блоков за рубежом, то к концу года их число увеличилось до 21. В самой России, согласно программе развития атомной энергетики, предусмотрено строительство до 2030 года 26 энергоблоков, из которых два уже построены, 9 находятся в разной стадии строительства.
В целом, по прогнозу МАГАТЭ, к 2030 году в мире может быть построено до 350 атомных энергоблоков.
Беларусь готова к вступлению в клуб стран с атомной энергетикой лучше многих других государств, считает директор программ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Бояркин. Чтобы строить и эксплуатировать атомную станцию, необходимо иметь, по крайней мере, три основных элемента, обеспечивающих систему безопасности. Первый из них – нормативная законодательная база в области регулирования атомной безопасности. В Советском Союзе эти нормативы были самыми жесткими в мире и в Беларуси они продолжают действовать так же, как и в России. Второй элемент системы – это сильный надзор. С этим у Беларуси тоже никаких проблем нет. «Это высокоорганизованная страна, и я уверен, что белорусский надзорный орган достаточно компетентен и профессионален», – сказал Сергей Бояркин. Третий элемент безопасности – это система подготовки кадров. «Как показал опыт той же «Фукусимы», персонал на станции вел себя очень профессионально, но люди в штаб-квартире компании-оператора АЭС не понимали, что происходит на станции и не могли принять правильных решений. Можно было подвезти дизель-генератор на вертолете или просто подогнать военный корабль к причальной стенке АЭС и «бросить» кабель на станцию. И трагедии бы не случилось. Но японское правительство этого решения не приняло, так как люди там не имели специальной подготовки.
Поэтому система подготовки кадров не только для эксплуатирующей организации, но и для специалистов министерства, правительства, надзора – это очень серьезная вещь, которая требует времени.
Куда отходы?
Россия является членом договора о нераспространении ядерного оружия. Когда россияне строят атомную станцию на территории государств, не имеющих ядерного оружия, то забирают отработанное топливо, перерабатывают у себя и пускают в новый рабочий цикл.
Современная атомная станция генерирует отходы в размере 40 куб. м в год. Они в виде бетонных кубиков могут безопасно храниться на площадке атомной станции. Когда же АЭС будет выводиться из эксплуатации, отходы будут перемещены в могильники вместе с другими радиоактивными элементами.
Просто конкуренция
Сергей Бояркин уверен, что претензии литовских коллег относительно Белорусской АЭС не имеют под собой никаких реальных оснований. Еще проще негативную реакцию литовцев и поляков на строительство Белорусской АЭС объяснил Александр Лукашенко во время закладки капсулы, назвав главной причиной элементарную конкуренцию. Обе страны задумывают строительство собственных АЭС и боятся, что, если белорусская и Калининградская АЭС объединятся, чтобы вместе продавать электроэнергию в Европу, их станции попросту могут стать невостребованными.
Точно и в срок
Атомная энергетика в Беларуси, считает Александр Лукашенко, должна и будет развиваться так, как это происходило с космическими технологиями. Это направление получило импульс в развитии благодаря позиции главы государства и плодотворному сотрудничеству с Россией. «Сегодня уже в правительстве говорят, что не хватает мощностей и надо строить новый завод по созданию космической техники. Потому что то, что мы делаем для космоса, оказалось востребованным и в других странах», – отметил Александр Лукашенко. Он, кроме того, потребовал максимального удешевления строительства АЭС, что, считают специалисты, вполне возможно. Более того, российская сторона уже уменьшила первоначальную смету с 58 млрд российских рублей в ценах 2001 года до 45,5 млрд. К тому же Белорусская АЭС – это близнец строящейся в Калининградской области Балтийской АЭС, так что ее стоимость должна быть, по крайней мере, не выше, чем российского объекта. Белорусская станция по срокам строительства отстает на год-полтора, и затраты на проектную документацию могут быть ниже.
Российская сторона высоко оценивает качество выполняемых белорусами работ на строительстве АЭС и заинтересована в максимальном привлечении белорусских материалов и оборудования для реализации этого проекта. Для получения опыта работы на более поздних стадиях строительства уже в ближайшее время в Россию на подобные объекты отправятся белорусские специалисты.
В недавнем телефонном разговоре Александр Лукашенко и Владимир Путин подтвердили, что все обязательства по реализации данного масштабного проекта будут реализованы неукоснительно и в согласованные сроки.
Мнения |
Это огромный проект, мы его уже начали реализовывать, и хотелось бы, чтобы не было торможения. Сейчас нам надо ускоренно строить эту станцию. Мы там уже создали всю систему, инфраструктуру. Президент Беларуси Александр Лукашенко Серьезную отдачу ожидаем от реализации совместных проектов в сферах энергетики, машиностроения и передовых технологий. В этом контексте особо выделю проект сооружения Белорусской АЭС, который имеет все шансы стать крупнейшим и современнейшим проектом в истории двусторонних отношений. Президент России Владимир Путин Общий объем инвестиций составляет 10 миллиардов долларов – это беспрецедентно большая сумма. За этим проектом, надеюсь, как за паровозом, потянутся другие, может быть, менее, скажем, крупные по размеру, но не менее важные по содержанию. На это и должна быть направлена деятельность двух правительств. Председатель Правительства России Дмитрий Медведев Мы выходим на теснейший уровень интеграции энергосистем двух наших стран и даем старт строительству Белорусской АЭС. Мы развиваем энергетический мост с ЕС. Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович Строительство АЭС – это хорошая база для развития науки в ядерной области. Для того, чтобы готовить кадры в этой сфере – ученых и строителей. Это тоже очень важно, потому что строительство атомных электростанций требует особых навыков, квалификации. Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота |