Порядок на земле и под землей

Источник материала:  
14.08.2012 — Разное

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир ЦАЛКО принял участие в очередном “марафоне” вопросов-ответов.

Вопросы экологического характера сегодня не являются сугубо специфическими. Большинство людей уже осознали, что их благополучие в немалой степени зависит от состояния среды обитания, природных факторов. На государственном уровне проводить экологическую политику в жизнь призвано Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси. И одна из составляющих этой политики, помимо всесторонней природоохранной деятельности — максимальная прозрачность и открытость, широкий доступ к “зеленой” информации. Периодически, в соответствии с разработанным графиком, руководители и специалисты природоохранных структур разного уровня напрямую общаются с жителями страны. Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Владимир ЦАЛКО — не исключение. Недавно состоялась далеко не первая в этом году прямая линия с ним, и корреспонденты “НГ” могут засвидетельствовать: в течение часа телефон не замолкал ни на секунду. Наиболее интересные вопросы и ответы мы предлагаем вашему вниманию.

Неминуемое возмездие

— Владимир Григорьевич, вас беспокоит Юрий Манец из деревни Краснобережье Лельчицкого района. Еще недавно было много шума из-за убийства двух зубриц в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике, а сейчас все затихло. Узнаем ли мы имена варваров, которые покусились на редких животных?

— Поскольку в настоящее время по факту браконьерства продолжаются следственные мероприятия, информация пока не разглашается. Должностные лица  причастные к данному преступлению, уже понесли наказание — они отстранены от занимаемых должностей. Но непосредственно выстрелы произвели граждане другого государства. Как только будет заведено уголовное дело и состоится суд, фамилии виновных обязательно будут названы.

— И еще один вопрос: пару лет назад появилась информация, что в Лельчицком районе были обнаружены залежи урановых руд. Так ли это на самом деле?

— К сожалению, “залежи” — это громко сказано. В Лельчицком районе есть месторождения бурых углей. Есть предположение, что между их пластами содержится незначительное количество сопутствующих урану отложений. При современном развитии технологий добыча урана в подобных условиях невозможна, однако наука не стоит на месте. Не исключено, что в будущем мы научимся извлекать уран из такого рода отложений.

В режиме ожидания

— Татьяна Григорович на линии. Владимир Григорьевич, в начале июня вы говорили, что будут проводиться международные конкурсы по выбору концессионеров для разработки белорусских месторождений полезных ископаемых. Они уже состоялись?

— Пока состоялся только один — по разработке месторождений солей, его выиграл наш “Беларуськалий”. Что же касается добычи строительного камня, щебня и так далее, то конкурсы пройдут, как только будет набрано необходимое количество претендентов.

— А что слышно по поводу инвестиционных программ? Насколько мне известно, в инвестициях в разработку полезных ископаемых Беларуси были заинтересованы Китай, ряд других стран...

— Мы свои условия предложили, теперь дело за желающими инвестировать. У потенциальных инвесторов есть заинтересованность в разработке месторождений каменного угля, калийных удобрений, железной руды, гипса и щебня. Однако пока они просчитывают экономическую составляющую. Мы ждем их решения.

Не на свалку, а в оборот

— Меня зовут Ольга, я из Логойска. Владимир Григорьевич, каких результатов можно ожидать от закрепления ответственности за используемую тару за производителями? Недавно был подписан соответствующий указ...

— Производители и импортеры будут нести ответственность за отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, которые они производят. Главной проблемой всегда был вопрос финансирования мероприятий по сбору отходов потребления. Если юрлица и предприятия сами несут ответственность за свои отходы, то за граждан это должен кто-то делать. Указ будет способствовать привлечению финансовых средств производителей и импортеров в организацию сбора отходов, которые образуются у населения. Увеличатся объемы сбора вторичных материальных ресурсов из отходов потребления.

“Комбайнам” в лесу не место!

— Добрый день, Владимир Григорьевич! Меня зовут Елена Карпова. Я люблю собирать в лесу ягоды. В принципе дело это нехитрое, с детства привычное. Но когда я переселилась из Брагинского района в Светлогорский, периодически наблюдаю, как многие здешние жители собирают чернику так называемыми “грабачками”. Такие механические приспособления, конечно, ускоряют процесс сбора ягод, но ведь при этом в значительной степени повреждаются ягодники. Разве это допустимо?

— Здравствуйте, Елена! Полностью разделяю вашу обеспокоенность по поводу уничтожения ягодников. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что при сборе ягод запрещается применять различные механические приспособления (совки, гребенки, комбайны и тому подобное), которые наносят повреждения зарослям ягодников и снижают урожай ягод в последующие годы. Такое нарушение наказывается штрафом. Если вы заметили “ягодного браконьера”, сообщайте в местные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Кстати, задать вопрос Владимиру Цалко можно, не дожидаясь следующей прямой линии. Для этого достаточно зайти на сайт Минприроды (www.minpriroda.by), и министр обязательно ответит вам. Можете также адресовать свои вопросы в редакцию “Народной газеты” (www.ng.by).

 Чем богаты?

— Здравствуйте, Владимир Григорьевич! Вам звонит Анна Ружанская из Минска. Белорусская земля довольно богата полезными ископаемыми. Мы добываем и строительные материалы, и удобрения, и топливо. Есть даже нефть. А как насчет особо ценных ископаемых — золота, алмазов? Время от времени появляются слухи о том, что и эти благородные “крупицы” находят в недрах нашей земли. Есть ли они на самом деле, хотя бы теоретически? Может, не все территории исследованы и нас ожидают интересные открытия?

— Добрый день, Анна! В Беларуси действительно разведано более десяти тысяч месторождений различных ископаемых. Это и песок, и глина, и строительный камень. Помимо нефти есть у нас бурый уголь в Житковичском и Лельчицком районах, причем неплохого качества, почти не уступающий каменному. Разведанных запасов каменной пищевой соли белорусам хватит на тысячу лет. Много калийной соли, в Петрикове планируем строить еще одну шахту по ее добыче, а Октябрьские залежи даже трогать не будем — оставим потомкам.

Редкоземельные ископаемые в Беларуси тоже есть. Например, в Старобинском регионе обнаружены залежи железной руды, а между ее пластами, и наши геологи это подтвердили, есть золото. Правда, его немного, но в перспективе добыча вполне реальна.

Не стоит причислять к мифам и информацию об алмазах. Небольшое их количество мы и сегодня находим. Однако все еще впереди. Мы привлекаем ученых, пробуем искать в других местах. Возможно, и найдем.

Я считаю, что самое большое богатство нашей страны — пресная вода. Сегодня мы не потребляем и нескольких процентов всех разведанных ее запасов. Причем у нас огромные запасы воды, которую даже не нужно подвергать процедуре очистки — ее сразу можно разливать в бутылки и продавать. Чистая вода в ряде стран уже сейчас ценится, почти как нефть, и в дальнейшем ее стоимость будет повышаться.

Сергей МУРАВСКИЙ, Ольга АСТАПОВИЧ, “НГ”

←Свои деньги лишними не бывают

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика