Кафе в Беларуси – это советская классика с неадекватными ценами
Валерий Бороденя, декан факультета маркетинга БГЭУ, человек, который не только знает, но и учит будущих специалистов, рассказал о недостатках и достоинствах белорусской модели ресторанного бизнеса.
Источник: vsemenu.by.
- Валерий, есть мнение, что заведения общественного питания неконкурентоспособны. Это правда?
- Конкуренция сама по себе, безусловно, есть. Но по количеству точек «общепита» на душу населения мы намного отстаём от Парижа, Берлина, Гамбурга и других европейских городов. И если в Минске ситуация более менее стабильна, то в районных центрах в большинстве случаев рестораны и кафе – это советская классика, от которой до сих пор нельзя избавиться. В таких городах молодёжи негде вечером посидеть за чашечкой кофе, а из этого вытекает масса социальных проблем.
- К чему может привести низкий уровень конкуренции?
- Заведения могут позволить себе неадекватно завышенные цены, маленькие порции. Кроме того, в них будут работать утомлённые работой, неулыбающиеся официанты. Но я хочу воздержаться от обвинений рестораторов или других отдельных людей. Виноваты в этой ситуации не только они, но и поставщики, продавцы и даже сами посетители. Ведь некоторые белорусы порой не считают нужным жить в конкурентной среде.
- Из-за этого страдает и маркетинг?
- Отсутствие конкуренции ведёт к отсутствию маркетинга и мотивации. Наш бизнес в меньшей степени волнует завоевание клиента. А это неправильно, нужно воспитывать лояльного клиента.
- Ресторанный бизнес называют лакомым куском, лёгким хлебом. Неужели это самый простой способ заработать деньги?
- Это рискованный бизнес и начать его не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд, необходимы другие условия, чтобы он действительно был очень притягательным.
- Цена, которую простые посетители видят в меню минских заведений, адекватна?
- Здесь нужно разобраться с понятием «простой посетитель». Им могут быть люди совершенного разного достатка. Но лично я считаю цены завышенными (есть с чем сравнивать), чаще они ориентированы на сегмент, получающий зарплату выше среднего.
- А какие заведения в Минске предпочитаете Вы?
- Не хочу делать рекламы, называя конкретные места. Во-первых, для меня важно, чтобы в заведении был достойный ассортимент, особенно пицц, которые любят мои дети. Во-вторых, приемлемая стоимость блюд. И, в-третьих, обязательно должны быть места для некурящих и большие столики для всей семьи. По такому принципу я выбираю заведение для отдыха.
- А на обед ходите в студенческую столовую учреждения, где преподаёте?
- С удовольствием. У нас очень вкусно и цены приемлемые. Хотя и в центре города можно обедать по демократичной цене, днём много хороших предложений, но время их действия, к сожаленью, ограничено.
- Валерий, какие ориентиры всё же должны выбрать заведения общественного питания, чтобы быть доступными каждому минчанину?
- Питание в таких местах – это элемент культуры. Немцы, например, семьями проводят время в пабах. А у нас эта культура не сформирована. С одной стороны, это хорошо – укрепляется семья за совместной трапезой. Но для рестораторов, пожалуй, это плохо, потому как они должны завлекать людей, например, спортивными трансляциями, акциями, скидками. Но главная задача для рестораторов, повторюсь, понять, как важно иметь лояльного клиента, который постоянно будет верен заведению.