Прошлое, настоящее и будущее
В Москве состоялся круглый стол, посвященный юбилею российских ВВС
В августе 2012 года Россия отмечает столетие своих Военно-воздушных сил. Именно в августе 1912 года управление развитием авиации и воздухоплавания было передано из ведения воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления Военного министерства во вновь организованную воздухоплавательную часть Генерального штаба. Так началась история ВВС как отдельной структуры в составе Вооруженных сил, причем роль и значимость ее постоянно росли.
Столь заметная дата неизбежно привлекает внимание к «юбиляру», тем более – столь значимому для обеспечения безопасности страны. Появляется дополнительный повод поговорить о его проблемах и перспективах.
Юбилею ВВС, в частности, был посвящен мультимедийный круглый стол «Военно-воздушные силы России в прошлом, настоящем и будущем», организованный совместно РИА Новости и Институтом политического и военного анализа. Вел мероприятие директор ИПВА, полковник запаса Александр Шаравин.
Прошлому ВВС были посвящены доклады научных сотрудников Института военной истории, полковников Алексея Пашкова и Мирослава Морозова, которые рассказали об этапах становления и развития отечественных ВВС, а также об их участии в Великой Отечественной войне и вкладе в Победу.
О настоящем и будущем ВВС говорили генерал-майор запаса, бывший заместитель председателя Государственного комитета РФ по оборонным вопросам Александр Цалко и заслуженный летчик-испытатель России Виталий Селиванов. Речь шла и о проблемах российской авиации. Проблемы эти давно уже не в отсутствии денег и топлива на подготовку летчиков. И ситуация с поступлением новой техники хотя медленно, но улучшается. Главные проблемы ВВС – в некоторых организационных решениях, в том числе в области подготовки кадров для ВВС. В итоге для новой техники может не оказаться достаточного количества подготовленных летчиков и наземного технического персонала, а эффективность использования этой техники может оказаться ниже ее реальных возможностей. По мнению Виталия Селиванова, для обеспечения подготовки необходимого количества летных кадров нужно максимальное развитие малой и частной авиации, подобно тому, как это делается в США.
Отмечалось на круглом столе и то, что сокращение численного состава ВВС отнюдь не является «монополией» России. В частности, хотя за период после окончания холодной войны блок НАТО расширился с 16 до 28 стран, сегодня на их вооружении состоит меньше боевых самолетов, чем в 1990 году было у одних США. Американские ВВС остаются самыми большими и мощными в мире, однако сегодня количество боевых машин в их авиапарке – самое маленькое за последние 70 лет, а их средний возраст – самый большой за всю историю американской авиации (которая является примерным ровесником российской). ВВС большинства европейских стран вообще сократились до крайне незначительных величин. Как показала прошлогодняя ливийская операция, для всей Европы (включая не только страны НАТО, но и нейтральную Швецию) собрать для очень ограниченной и почти безопасной войны даже 100 самолетов является сегодня значительной проблемой. Кроме того, эти самолеты быстро истратили свои дорогостоящие высокоточные боеприпасы на устаревшую технику войск Каддафи, после чего им стало просто нечем воевать. Как было сказано на круглом столе, необходимо извлечь уроки из западного опыта, который не всегда положителен. В частности, избежать излишнего увлечения высокоточными боеприпасами. Видимо, правильнее будет разумное их сочетание со старыми менее точными, зато несравненно более дешевыми ракетами и бомбами. Также необходимо сделать выводы из серьезных технических проблем и непомерного роста цены самолета, которые испытывают американские истребители пятого поколения F-22 и F-35. Не исключено, что данная концепция является тупиковой, а ведь именно по ней создается российский Т-50.
В качестве противоположного примера был приведен Китай, где не жертвуют количеством в пользу качества, поэтому его ВВС кардинально обновляются, при этом почти не сокращаясь по числу самолетов. По ряду параметров (например, по количеству тяжелых истребителей) они уже стали крупнейшими в мире.
Круглый стол вызвал большой интерес российских и иностранных журналистов. Потому что какие бы проблемы ни испытывала российская авиация, она все равно остается мощной боевой силой и важнейшим геополитическим фактором. Так было, есть и будет.