Сколько чаевых осталяют Минчане?

Белорусы всегда славились не только своей гостеприимностью, но и щедростью. Сегодня оставлять чаевые – привычное дело. Но вот какой суммой готовы отблагодарить посетители?
Всю правду о чаевых vsemenu.by помогли выяснить официанты из разных заведений: Анна, Андрей и Карина (названия заведений по просьбе ребят мы не указываем).
Вместо предисловия
Хиллари Клинтон, позавтракав в ресторане города Альбион, не оставила официантке ни цента. Этот случай получил большую огласку, многие даже присылали политической леди гневные письма с обвинениями в жадности и безразличности к людям. Нужно ли оставлять чаевые и сколько их должно быть?
Зарплата официанта
В среднем гарантированный оклад составляет 1,2 - 2 млн. Он зависит от уровня заведения, количества отработанных смен и даже расположения кафе или ресторана на карте города. Заработной платы выше наниматели официантам не предлагают, ведь оклад официанта – это не главный доход. Основной заработок, зависящий часто от удачи, приветливости и находчивости самого сотрудника, - это мелочь, оставленная на чай.
Андрей: «Оклад, естественно, намного меньше чаевых. Не знаю, каково это соотношение сейчас, но когда я работал, оно было примерно 1 к 3. В любом случае необходимо понимать, что все официанты работают только из-за чаевых. В этом я абсолютно уверен, ведь сам так работал».
Карина: «Оклад смешной! Точно сказать не могу, потому что у меня постоянно переработка часов, я отрабатываю больше нормы, и получается в сумме около 1, 3 млн. С чаевыми получаю минимум – 3 млн., а максимальной была сумма около 5 млн.»
Анна: «Я никогда не подсчитываю конкретной суммы, так как чаевые получаю каждый рабочий день и трачу их соответственно. Наверное, где-то 2 - 3млн. выходит. За полгода работы успела порядочно поднакопить: хватит на отдых летом».
Чаевых хватает на чай?
Сколько заслужил официант, каждый посетитель определяет индивидуально. Правда, есть заведения, где отдельная строка в чеке указывает стоимость обслуживания. Принято давать на чай, исходя из суммы чека, отсчитывая 10%. Но такая система взаимодействия посетитель-официант в нашей стране работает не всегда.
Андрей: «Остаться без чаевых в порядке вещей. Я не отрицаю, что если ты пришёл попить кофе, то оставлять чаевые необязательно. Но даже от крохотной суммы 10% - это приятный заработок для сотрудника, который выполняет свою работу. В моей практике, конечно, бывали случаи, когда я носился весь вечер с "крутым" столиком и оставался ни с чем».
Карина: «Женщины в возрасте обычно ничего не оставляют, даже если это день рождения их дочерей, которые проходят на «ура» и которыми все довольны. Когда приносят папку со сдачей, они демонстративно достают всё до копейки!»
Анна: «К сожалению, даже если ты всё добросовестно сделала и старалась, как могла – это абсолютно не гарантирует хорошие чаевые. Очень важен человеческий фактор, всё зависит от клиентов. Некоторые люди на безукоризненный сервис отвечают неблагодарностью, даже грубостью. Я уже не говорю о чаевых…»
Посчастливилось?
Зафиксирована сумма самых больших чаевых. Официант получил их от английского брокера в ресторане на Манхэттене. Счёт за лёгкий обед составил 1 200 долларов, а официанту досталось 16 000 у.е. Половину счастливчик оставил себе, а остальную часть поделил между коллегами. А какое счастье может «привалить» в карман белорусских официантов?
Андрей: «Мои самые большие чаевые – 100 долларов. Не помню, кто и при каких обстоятельствах оставил мне столько. Но это было очень приятно».
Карина: «Был один посетитель, которого я и сейчас часто вспоминаю. Тогда я работала в казино, видимо он выиграл, а я ему приглянулась или просто проходила в нужный момент мимо. Он оставил мне фишку в 100 долларов. Было очень неожиданно и, конечно, приятно».
Анна: «Точно помню, что было около 700 тыс. от одного столика».
Заграничные расценки
В США принято оставлять 25% от суммы счёта, в Голландии и Австрии – от 3 до 5%, в Швеции и Дании – 7-10%, во Франции 15-20%, а в Японии давать чаевые строго запрещено. Кроме того, во многих ресторанах в счёте предусмотрен пункт «вознаграждение официанту», но в большинстве случаев всё зависит от настроения и статуса посетителя.
Для России, Беларуси, Украины сложилась норма порядка 10% от суммы заказа. Обычно официантам оставляют не чаевые, а сдачу, которую просто не хотят дожидаться. Это правило работает во всех странах.
Этика, воспитание или солидарность?
Если сервис устроил посетителя, то чаевые – благодарность за хороший вечер. Многие считают это делом чести, особенно публичные люди. Однако говорить о том, что чаевые – обязанность посетителя, нельзя.
Андрей: «Я считаю, что любой посетитель просто обязан оставить на чай минимум 10%. Это красивая традиция. Так принято в Европе. Мы же европейская страна? Конечно. Поэтому не оставлять на чай или оставлять смешную мелочь – это в какой-то степени даже оскорбление. Самое страшное, что можно сделать в ресторане – оставить «мелочь» на чай официанту. Лучше ничего не оставить, а просто сказать «спасибо», но не мелочь. Табу! Это просто неуважение к человеку и его труду».
Карина: «Я хожу в разные заведения, почти никогда не конфликтую, мило улыбаюсь, потому что всё понимаю. Чаевые оставляю средние, по крайней мере, мне за них не стыдно».
Анна: «Было бы замечательно, если бы у официантов была достойная зарплата. Тогда было бы не так важно, сколько оставит посетитель. То, что чаевые надо оставлять – это бесспорно. Другой вопрос, сколько? Бывает же, что обслуживание посетителей не устраивает. Тогда лучше оставить на чай мало, чем не оставить вообще. Пусть такому сотруднику будет стыдно, что не приложил должных усилий. Оставить чаевые – элемент воспитания. Официанты всегда оставляют коллегам на чай в заведениях, это солидарность, наверное».