Армянский Элвис Пресли
Отшумели все концерты, отгремели сольники, уже опустела сцена Летнего Амфитеатра. Поразъехались и приглашенные артисты, а вместе с ними – несколько тысяч гостей города Витебска. Но воспоминания, особенно от международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2012», еще долго будут всплывать в памяти. По традиции, в этом году в конкурсе принял участие и исполнитель из Армении. Нашу страну представлял 25-летний Руслан.
В первый конкурсный день Руслан исполнил композицию «Hayko» («Кому?»), а во второй – в сопровождении Национального академического оркестра симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь под руководством Михаила Финберга конкурсант из Армении спел песню Алексея Чумакова «Девочка, девушка, женщина». В итоге за два конкурсных дня Руслан набрал 183 балла и разделил 7-8-е места с белорусским конкурсантом Евгением Славичем. Правда, от третьего места нашего исполнителя отделяло всего 2 балла.
А официальный партнер международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», компания МТС, отметила выступление Руслана и вручила ему специальную награду – флагманский смартфон Samsung Galaxy SIII.
Естественно, я не могла упустить шанс и встретилась с нашим земляком, чтобы подробнее разузнать о его жизни и, конечно, о творчестве. Я хотела обратиться у нему с вопросом, но Руслан меня опередил:
– Я в первый же день понял, что ты – армянка. Приятно было встретить тебя здесь.
– И мне приятно, пристально следила за твоим выступлением, а сам – остался-то собой доволен?
– Я приехал, чтобы достойно представить нашу страну. Я не ехал за результатом, это конкурс – он непредсказуемый. Жюри в один день может поставить высокие баллы, в другой – низкие. Но ты знаешь, я со спокойным сердцем уезжаю на Родину. Я хорошо поработал и до конкурса и непосредственно в конкурсные дни. Для меня высокой наградой стало то, что меня отметили музыканты оркестра. После концерта несколько скрипачек подошли ко мне и признались, что я, по их мнению, выступил лучше всех. Говорили, что даже мурашки по телу пробежали, когда я пел, признались, что мое исполнение органичнее смотрелось с оркестром.
– Тебе кто-нибудь говорил, что ты чем-то похож на Элвиса Пресли? Мы с коллегами-журналистами за кулисами прозвали Саманту Тину из Латвии – Леди Гагой, а тебя – ЭлвисомJ.
– Да, мне уже об этом говорили. И в тот день, когда я выступал с оркестром, белорусские стилисты постарались: они тоже заметили это сходство и подчеркнули его еще больше.
– Руслан, а откуда твои корни, где ты родился? У тебя очень интересные черты лица.
– Просто дедушка с маминой стороны – грек, а с папиной стороны – все армяне. Видишь, мой нос наполовину греческий, а наполовину армянский (смеется) – никого не обидел.
Я родился в Джавахке, до 17 лет там жил, ходил в среднюю и музыкальную школы, там же их окончил, а потом перебрался в Ереван. Поступил в Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса. Когда учился на 3 курсе, в Армении проходил Всеармянский конкурс «Ынца» («Дар») в Степанакерте. Там я успешно выступил и меня пригласили поработать в Государственный театр песни в Ереване, где я работаю до сих пор. Ставим мюзиклы, организовываем концерты, представления – очень интересно. В США ездили на гастроли, в Россию. В этом году тоже планируем поездки.
– А в консерватории на каком отделении учился?
– Сначала у меня было отделение классического вокала. Потом я перешел на народное пение. Кстати, при нашем театре действует студия, в которой учится 200 человек, и там я преподаю армянский народный вокал. В этом году окончил магистратуру с красным дипломом, а сейчас думаю продолжить учебу. Хочу поступить на режиссерский факультет. Почему бы и нет? Хочу овладеть новыми знаниями.
– Молодые люди все чаще предпочитают то, что более востребовано сегодня, а ты ушел в прошлое, к народному пению, почему?
– Почему только народное пение? Я исполняю и эстрадные песни, и рок. Что касается народного пения, могу сказать одно: если ты не знаешь свое, родное, то, что пришло к тебе от предков, значит, ты никогда не сможешь спеть что-то другое. Фольк – это основа, базируясь на которой ты можешь открывать новые горизонты. Есть такое понятие как мудрое пение, это Артур Григорьевич научил – вот к нему я и двигаюсь, к этому мудрому пению. Правда, если мне завтра вдруг скажут, что нельзя петь, я найду другое занятие, не буду сидеть сложа руки и ждать с моря погоды. Например, я умею по дому делать все, всегда что-то придумываю, могу даже люстру собрать из подручных материалов. Но пока петь можно – я пою и работаю, выкладываясь по максимуму.
– Талант в человеке иногда случайно просыпается, у кого-то передается по генам. Как родилась любовь к пению у тебя?
– Дедушка мой был музыкантом, папа тоже музыкант – в семье всегда была любовь к искусству. Правда, у меня в жизни был период, когда не хотел петь, думал все бросить, но когда поступил в Консерваторию, эти мысли меня оставили. И вот, я пою. Я бы не сказал, что иду семимильными шагами вперед в своей профессии, наоборот, медленно, шаг за шагом, двигаюсь, но, главное – качественно.
– Наверное, из-за того, что качественно, именно тебя отправили в Витебск представлять страну.
– От Министерства культуры Республики Беларусь пришла заявка. Мой педагог Артур Григорян, народный артист Республики Армения и художественный руководитель Государственного театра песни, предложил мне попробовать. Я и попробовал. Получилось. Сказали: «Поедешь в Витебск». Начались репетиции, поиск песен. Было сложно выбрать композицию на армянском языке. Вместе с Артуром Григорьевичем долго искали. Хотели найти что-то современное. И выбор пал на песню «Hayko». Что касается второго конкурсного дня и песни Алексея Чумакова, тоже хотелось более современную песню взять, потому что обычно на фестивале исполняют композиции из советского репертуара. Композицию Чумакова случайно услышал и понял, что это – наша песня и я должен ее исполнить. Отправили запись в дирекцию «Славянского базара». Там одобрили. Необычное выступление я подготовил и для концерта-презентации: исполнил саундтрек к фильму «Троя» Джеймса Хорнера.
Старался отличиться, внести какую-то новую струю. Надеюсь, у меня это получилось. Мне было очень приятно, когда уже после церемонии награждения Мария Наумова, которая была в жюри конкурса от Латвии, подошла ко мне и похвалила за выступление на протяжении этих трех дней. Было приятно услышать столь лестные слова от такого профессионала. И она действительно ставила мне наибольшее количество баллов.
– Фестиваль – это, конечно, еще и особая атмосфера. Почувствовал ее на «Славянском базаре»? С кем успел подружиться? Все-таки большую часть времени ты проводил вместе с конкурсантами.
– Подружился с Евгением из Беларуси. Саша Сонг из Литвы очень понравился, Александру из Румынии с хорошим чувством юмора – отличный парень, украинка Галина Конах тоже отличная девушка. Очень понравилась Луселия Ролдан с Кубы – такая спокойная, воспитанная, скромная, как наши армянки. Со всеми поддерживал хорошие отношения.
– Да, Луселия всем запомнилась тем, что исполнила песню «Васильки» на белорусском языке. А ты про Беларусь что знал раньше, до своего приезда сюда?
Руслан: Знал, что здесь живут очень добрые люди. Первый армянин, с которым я встретился – это Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Республике Беларусь Армен Хачатрян. От него у меня остались самые положительные впечатления. Потом я познакомился с Маэстро Финбергом, он все время говорил со мной на армянском, это было настолько неожиданно и прекрасно, что я до сих пор улыбаюсь, когда вспоминаю. Михаил Яковлевич – замечательный человек, а его оркестр настолько профессиональный – слов не хватает, чтобы описать!
– Что же, фестиваль позади, ты возвращаешься на Родину. Расскажи, как будешь отдыхать?
– Поеду к родителям домой в Джавахк, отдохну немного, а потом начнем активно готовиться, ведь 16 сентября в Лос-Анджелесе начнутся наши гастроли. А потом в театре хотим поставить мюзикл, посвященный творчеству Саят Нова. Это будет очень интересно.
– Нисколько не сомневаюсь, Руслан, будем следить за твоими успехами. И напоследок, что бы ты пожелал армянам Беларуси, читателям «Миасин»?
– Не буду желать, чтобы абсолютно все возвращались на Родину, понимаю – это невозможно, но чтобы не забывали свою национальность, понимали свою сущность. И чтобы своих детей воспитывали в армянском духе. Говорят, есть такой «армянский характер» – вот, чтобы понимали его. А молодежи – чтобы почаще приезжали в Армению, участвовали в фестивалях, конкурсах.
Артур Григорян, народный артист Республики Армения, художественный руководитель Государственного театра песни, о Руслане:
Человек, который родился в деревне, не может быть плохим. Такие не успевают испортиться, даже переезжая в город, становясь известными, все равно ведут себя совершенно по-другому. Мой секрет работы с молодым поколением: отшлифовываю какие-то вещи, но саму природу не трогаю. Я очень доволен его пением, его номерами, это опыт в любом случае. На одну лестницу для себя он поднялся. А еще, он очень честный парень – за это я его особо ценю.
Нона НЕРСЕСЯН
Фото из личного архива Руслана Элиазяна