Александр Мошенский о санкциях ЕС, молочном холдинге, магазинах и булочках
На прошлой неделе в белорусских интернет-СМИ появились небольшие отрывки из интервью бизнесмена Александра Мошенского. Мы имеем возможность представить полную версию разговора брестского журналиста Александра Седнева с известным предпринимателем.
Интервью генерального директора СП «Санта Импэкс Брест» Александра Мошенского, опубликованное в печатной версии региональной газеты «Вечерний Брест».
Сорока двух летний генеральный директор СП «Санта Импэкс Брест» Александр Мошенский в представлениях не нуждается. Сегодня численность работающих в руководимой им группе компаний приближается к 10 тысячам человек. Это, конечно, меньше, чем в свое время работало на Брестском электро-механическом заводе, с которым тесно связана биография Михаила Леонидовича Мошенского, основателя «Санты». Но дело не только в численности работающих. Переоценить важность градообразующих предприятий «Санта Бремор», «Санта Импэкс», «Савушкин продукт» (около 90 % его акций принадлежат «Санта Бремор») для Бреста просто невозможно. На престиж городского общепита работают фирменные рестораны, кафе и бары. Делаются попытки освоить новые сферы деятельности – швейное производство, индустрию развлечений, торговлю непродовольственными товарами. В Беларуси не сделаешь бизнес, не набив шишек. И жизнь научит: для каждого успеха и для каждой шишки – свое время.
- Александр Михайлович, вы современный руководитель, наверное, проводите немало времени в Интернете. Замечаете участившиеся упоминания вашей персоны во всевозможных «Топ-5» или «Топ-10» по успешности, влиятельности и т. п. Как вы к этому относитесь: это льстит, раздражает, оставляет безразличным?
- Философски отношусь к тому, что появляются списки, составленные неизвестными экспертами по одним им ведомым критериям. Склонен считать эти рейтинги проекцией успехов компаний, в которых я работаю. Лишнее доказательство – бренды «Санта Бремор» и «Савушкин продукт» тоже во главе всевозможных рейтингов и хит-парадов. А это , в свою очередь, делает известным руководителя, в данном случае меня. Не так важно, на каком я месте – третьем или двадцатом. Важно, что дело, которым занимаюсь, приводит к зримым результатам. Что касается объективности таких подсчетов – как можно измерить в точных цифрах влиятельность? Составители используют максимально гибкие формулировки, которые позволяют подставить любые исходные и конечные данные. Так и следует к этим подсчетам относиться.
- Есть и не столь приятная сторона. В последнее время ваша фамилия все чаще фигурирует в списках бизнесменов, которых ЕС якобы может сделать невъездными (примеры в Беларуси уже есть).
- Очень сложно комментировать. Я про себя знаю, что я предприниматель, я руководил и руковожу предприятием, я создаю бизнесы, и, смею надеяться, я делаю это эффективно. Могу добавить, что наша сфера деятельности никак не связана с госпоставками: и «Санта Бремор», и «Савушкин продукт» продают продукты питания для населения, причем на 90 процентов через частную систему реализации. Любой удар или санкции, нацеленные на эти предприятия, ударят и по их работникам, и по тем, кто с ними связан в рамках данной цепочки. Остается ждать, что возобладает здравый смысл.
«Брестский мир» : ни да, ни нет
- Давайте вернемся на год назад, и даже чуть дальше. 23 июня прошлого года, будучи в Бресте, президент Лукашенко поручил создать национальную молочную компанию на базе ОАО «Савушкин продукт». Многие помнят, что проект представляли ему вы, во время посещения главой государства предприятия «Санта Бремор». Это была ваша инициатива?
- Инициатива по созданию такой компании, иначе говоря - холдинга, исходила от нас, потому что у нас есть возможности и рынки сбыта, которые требуют большего количества продукции. Главная идеология заключалась в том, чтобы объединить производственные мощности, консолидировать активы ( среди последних упоминались Березовский сыродельный комбинат, Кобринский маслосырзавод, Лунинецкий молзавод и другие. – Ред.). Предлагалось специализировать их, провести диверсификацию, использовать синергию продвижения. Для достижения амбициозных целей на рынках России и Украины мы были заинтересованы в освоении дополнительных сырьевых зон для поставок молока, поскольку по некоторым позициям ощущаем дефицит сырья, почему мы и «поднимали руку» насчет создания холдинга. И с этой точки зрения мы считали и считаем, что это вектор интереса и «Савушкина продукта», и государства, поскольку эффективно работающее предприятие с явной стратегической перспективой – это то, в чем государство должно быть заинтересовано.
- В 2011-м в Бресте из уст Александра Лукашенко прозвучало: «До конца года с вошедшими в национальную молочную компанию предприятиями вы должны работать как со своими собственными». Президент поручил, Мошенский, по логике, должен доложить о выполнении. Прошло больше года. Но мы никаких докладов не слышим…
- Этот вопрос сегодня, образно говоря, подвис в воздухе. По этой теме были проведены многочисленные совещания, и на этом все стихло, больше никаких реакций нет. Восемь месяцев мы работали над стратегией, пытались ее воплотить, но в марте этого года поняли, что она по тем или иным причинам не реализовывается либо поставлена на «лист ожидания». С точки зрения создания холдинга у нас получился так называемый «Брестский мир»: ни да, ни нет, при этом активы по-прежнему находятся в руках у государства. Мы не можем бесконечно ждать решения этого вопроса и поэтому приступили к реализации стратегии развития «Савушкина продукта» без учета его объединения с другими предприятиями. Каким образом поведет себя государство – это вопрос государственных лиц. Возможно, им понадобится еще несколько лет на осмысление этого процесса. Может быть, они создадут холдинг самостоятельно или найдут другого инвестора. Де-факто же мы находимся на том же месте, что и в начале этого процесса. Мы высказали идею, обосновали ее на разных уровнях, нам никто не возразил, но и реализации ее со стороны государства не ведется. На разработку ушло много времени и усилий, которые оказались, так сказать, работой Дон Кихота. Но никакой трагедии в этом нет. На сегодняшний день «Савушкин продукт» в своем развитии исходит из имеющихся сырьевых зон, мы скорректировали стратегию и реализуем ее без учета создания холдинга.
- В чем она будет заключаться?
- На сегодняшний день «Савушкин продукт» включает в себя 4 производственные площадки – Брест, Каменец, Пинск и Столин. Это рееально успешное предприятие новой формации, которое своими результатами доказывает правильность выбранной однажды стратегии (создание команды управленцев, внедрение торговой марки, ставка на высокотехнологичное производство, разработку новых рецептур, обновление ассортимента и т. д.). Сейчас развитие «Савушкина» вступает в новую стадию и требует новых подходов. Осознав после упомянутых событий, что нам не удастся расти экстенсивно, а значит, не удастся набрать нужной массы для роли эффективного игрока на российском рынке, сделали ставку на интенсивное развитие. То есть поставили целью увеличивать производство продуктов с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных, с минимальной зависимостью от сырьевого фактора; более эффективно работать с имеющейся сырьевой зоной – помогать сельхозпредприятиям этой зоны наращивать выпуск молока. В соответствии с этой стратегией мы построили план на следующий год и будем его придерживаться.
В Европу на разведку
- Недавно, в начале июля, компании «Санта Бремор» и «Савушкин продукт» принимали поздравления с получением европейских сертификатов качества. Это несомненный успех. Но подразумевается ли за ним реальная перспектива выхода на европейский рынок?
- Получение упомянутых сертификатов – это в первую очередь признание того, что стандарты производства продукции на наших предприятиях ничем не уступают европейским. Это огромный шаг, в том числе для понимания отечественным и российским потребителем, что продукция наших предприятий выпускается по тем же стандартам качества, что продукция любого предприятия Европейского союза. В практическом плане я вижу Евросоюз рынком для сухой молочной продукции, отдельных наименований цельномолочной… Возможно, вкусовые предпочтения, ценовые ожидания европейских потребителей сформируют заказ на ту или иную позицию, которую мы сегодня вовсе не выпускаем. Но в целом очевидно, что вряд ли Европейский союз будет для нас ключевым рынком сбыта. Причин несколько. Во-первых, нельзя недооценивать пошлины, которыми будет облагаться в Европе наша продукция. Во-вторых, ограничение по сырьевым зонам: мы, если б и хотели, не можем разорваться между ЕС и Россией. Как в сообщающихся сосудах: только если убрать какую-то продукцию с российских рынков, ее будет возможно направлять в ЕС. Но нам не хотелось бы в рамках единого таможенного пространства терять рынок Российской Федерации. Возможности реализации нашей продукции в России, считаем, далеко не исчерпаны. Наоборот, у нас есть амбиции по наращиванию присутствия там, нами построен логистический центр в Москве. Добавлю, что эффективно работает и украинское направление, там тоже есть логистический центр и торговая команда. Так что в ближайшее время на европейском рынке с нашей стороны предусматривается в большей степени разведка и поставка некоторых партий биржевой продукции (сухая сыворотка, может быть, что-то еще).
- Не стоит ли на повестке дня вопрос покупки производственной базы поближе к потребителю, на российской или украинской территории?
- Не исключаю, что в рамках нашей новой стратегии мы будем рассматривать приобретение действующих предприятий либо производств на территории России и Украины. Для того чтобы это реализовать, нам нужно несколько вещей сделать самим, быть организационно готовыми эффективно управлять этими предприятиями. Это целая наука плюс подбор необходимых кадров. В Бресте у нас сильная управленческая команда (порядка 100 человек на всех предприятиях), на ее создание я потратил немало времени, и плоды ее работы отражаются в результатах деятельности предприятий. При расширении производственной базы за пределы Беларуси вновь неизбежно встанет вопрос эффективного управления зарубежными мощностями. Поэтому, повторюсь, к расширению нужно быть организационно готовыми. А в принципе, поступает достаточно много предложений из России и Украины по покупке предприятий или бизнеса. Это касается и молочной, и рыбной тематики, и в целом продуктов питания. Количество таких предложений в последние три года серьезно возросло в связи с непростой экономической ситуацией.
На фоне Греции
- Прошлый год был трудным и у нас . Как удалось пережить девальвацию и прочие экономические «прелести»?
- Мы (говорю о «Санта Бремор») потеряли достаточно много денег, некоторое время работали с отрицательной или нулевой рентабельностью. Конечно, на результатах предприятия это сказалось, но за счет того, что рынки сбыта у нас диверсифицированы, удалось сработать эффективно. Понес потери на белорусском рынке и «Савушкин продукт», но за счет продаж в России и Украине ему тоже удалось восполнить бреши.
- Есть ли ощущение, что столь драматичная ситуация не повторится?
- Произошла разовая девальвация рубля, уменьшился импорт, возросли доходы государства по некоторым статьям (нефтепереработка, экспорт) - это позволило выправить платежный баланс, достичь некоторой стабилизации. У государства есть возможность обслуживать внешний долг, удовлетворять внутреннюю потребность в валюте (то, на чем мы погорели в прошлом году). Другой вопрос, сколько времени продлится стабильность. Сверху заданы новые ориентиры по зарплате. При этом оговорено, что рост выплат должен быть сопряжен с повышением эффективности труда. Если будут следовать заявленному принципу – все нормально. Если от этого отступят, нас ждет очередной виток инфляции или необходимость придумывать с Россией еще одну схему дотаций нашей частично неэффективной экономики. То, что у нас достаточно много неэффективно работающих предприятий, - это факт. Но не скажу, что на фоне многих российских регионов или некоторых европейских стран (той же Греции) мы выглядим существенно хуже.
- На «Санта Бремор» уже получают 500 долларов в среднем?
- По моим данным, средняя зарплата на «Санта Бремор» составляет 3 млн 800 тысяч рублей. Это близко к 500 долларам. Так что конкретно наше предприятие, как и «Савушкин продукт», показали себя достаточно эффективными. Подтягиваем по зарплатам и «Санта Импэкс Брест» (компания, в силу специфики розничной торговли, сильнее зависит от внутрибелорусской конъюнктуры). Конечно, условность понятия «средняя зарплата» очевидна. В разных профессиях и на разных должностях зарабатывают неодинаково. Но текучка кадров у нас небольшая. А в целом в нашей группе компаний занято уже более 9 тысяч человек. Плюс примерно тысяча за пределами Беларуси.
Обретение «Надззеi»
- Какие еще предприятия, кроме упомянутых, входят в структуру «Санты»? Вот, например, «Санта-Инвест» - какова ее миссия?
- Инвестиции в непрофильные активы, например, в офисную или коммерческую недвижимость, акции предприятий. Пример эффективных вложений – покупка акций соседней с «Вечеркой» швейной фабрики «Надзея». Мы пришли в этот проект, так как в нем усматривалось два ключевых элемента – производство и недвижимость, а мы знаем толк и в том, и в другом. Фабрика работала отрицательно по основному виду деятельности – швейному производству, у них было занято примерно 30 швей и 50 управленцев. Время от времени они продавали что-то из недвижимости, доставшейся с советских времен, и закрывали прорехи. После покупки пакета акций «Надзеi» весной 2011 года мы вложили дополнительные средства и усилия в развитие производственного направления. Сегодня там около 100 швей, проведена работа по созданию торговой марки (бренд «Лемур»), вложены деньги в модернизацию, куплено швейное оборудование, шьются новые коллекции одежды, вошло в практику участие в выставках. Возвращены ключевые топ-менеджеры (главный инженер, начальник производства), которые вынуждены были уйти до того. Стали эффективно использоваться площади с точки зрения сдачи в аренду, чего не было раньше. Но итоги подводить рано, никаких гарантий преуспевания этого предприятия пока дать нельзя, все-таки сектор это непростой, высококонкурентный.
Другой пример – торговое ОАО «Москва». С его покупкой значительно повысился КПД использования недвижимости в центре Бреста, идет проектирование развлекательного центра на третьем этаже бывшего ресторана «Москва». Что это будет – бар, клуб или ресторан – пока не определились.
- Не могу не спросить про участие «Санты» в покупке акций фирмы «Продтовары». Вокруг этого в городе много слухов.
- «Продтовары» - это наша портфельная инвестиция. У нас 25 с небольшим процентов акций этого ОАО, блокирующий пакет, но не контрольный. Он позволяет влиять на стратегические направления движения «Продтоваров», но мы не участвуем в их текущей деятельности. Между нами стратегическое партнерство. На определенном этапе мы проинвестировали в это предприятие, а теперь помогаем ему развиваться, участвуя в работе наблюдательного совета. Наличие нас среди акционеров укрепляет позиции «Продтоваров», а для нас это эффективное вложение средств. В Пинске мы купили местную фирму розничной торговли «Продукты», они стали частью нашей торговой сети – это другая стратегия.
- Не страдает ли от этого конкуренция в торговле?
- В Бресте конкуренция сильная и профессиональная. Смотрите, сколько крупных игроков – и «Алми», и «Евроопт», и «Корона», и «Брест-Сервис».
- Вы, кстати, не замахиваетесь на строительство гипермаркета?
- Должна быть определенная специализация. Восемь лет назад мы избрали основным приоритетом производство, тот же «Савушкин продукт», и, считаю, не ошиблись. А поскольку на двух стульях не усидишь, то в плане строительства гипермаркетов мы свой темп потеряли, сегодня мы позади. С другой стороны, розничной сетью «Санта» я доволен, она одна из крупнейших в Беларуси. Будем продолжать работу по открытию новых торговых точек. Что же касается гипермаркета, то в эту сферу мы не пойдем, но рассматриваем инвестиционный проект по строительству торгово-развлекательного комплекса по соседству с «Короной». Здесь упор будет сделан уже на непродовольственные товары, это для нас новая специфика. В городе такой формат современного торгово-развлекательного комплекса востребован, ведь пока на этом направлении практически единственным остается ЦУМ.
Притяжение центра
- В преддверии дня рождения города порассуждайте, пожалуйста, о Бресте сегодняшнем.
- Может быть, звучит избито, но облик центра разительно изменился к лучшему – это моя оценка как горожанина. Жаль, что в силу работы и поездок бывать на той же Советской удается не так часто. Связываю ожидания с окончанием работ на недостроенной гостинице. Если не ошибаюсь, в этом году они завершатся, и можно будет говорить об окончательном формировании ландшафта главной пешеходной улицы города. Красивым получилось обновленное здание банка «БелВЭБ» на улице Ленина. Из негатива - удручает ситуация с «Обликом», которая многому научит, надеюсь, и строителей, и власти, и потенциальных застройщиков.
- А брестские пробки вам знакомы?
- Да, несколько раз испытал на себе. Чаще всего по пути на работу и с работы приходится пкресекать перекресток Пионерской и Московской, и хотя я не езжу в час пик, но пару раз все-таки попадал в «бутылочное горло». Надеюсь, проблему поможет решить строительство «Западного обхода», еще одного моста через Мухавец. …Приятно видеть, как растут новые кварталы за рекой, хотя это и сказывается на транспортных потоках.
- Что можно сделать в короткой перспективе? Открыть за рекой новые рабочие места?
- Для начала там нужно открыть детские садики, чтоб хотя бы детей перестали возить через мосты туда и обратно. Это уже разгрузит в некоторой степени. А то, что в спальных районах не предусмотрено промышленных предприятий, нормально и закономерно. Промышленные зоны в Бресте определены, их нужно осваивать. А в центре люди должны гулять, отдыхать, совершать покупки. В условиях сокращения бюджетного финансирования, на мой взгляд, надо смелее рассматривать альтернативу в лице частных застройщиков. Пусть у них будет побольше пространства для приложения сил. Хочу пожелать родному Бресту, чтобы в центре открылось как можно больше булочных и кафе – и тогда про город можно будет с удовольствием сказать, что он пахнет свежей выпечкой и ароматом хорошего кофе.