Как будет развиваться промышленность до 2020 года?
Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривает поэтапное реформирование системы государственного управления промышленностью.
Как сообщает пресс-служба Министерства экономики, в Беларуси принята программа развития промышленного комплекса республики на период до 2020 года.
Общая сумма расходов на реализацию программы составит около 872,7 триллионов рублей, или 83,2-90,2 миллиарда долларов. Расчет расходов на реализацию программы основан на необходимости достижения запланированного роста валовой добавленной стоимости и объемов промышленного производства за счет создания 400 тысяч высокопроизводительных рабочих мест и модернизации существующих рабочих мест. Основные источники средств: собственные средства организаций (36,6%), иностранные инвестиции (34,4%), кредитные ресурсы (24,5%), республиканский бюджет (4,5%).
"Это важнейший из документов, который определит на ближайшую перспективу направления развития промышленности", - отметили в Минэкономики.
Основной целью дальнейшего развития промышленного комплекса страны будет формирование конкурентоспособного инновационного сектора экономики, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест.
Программа предусматривает поэтапное реформирование системы государственного управления промышленностью путем формирования холдингов и перехода республиканских органов государственного управления от оперативного управления организацией к управлению собственностью через акции и формирование института управляющих.
Второй этап реализации программы предусматривает объединение отраслевых органов государственного управления и создания Министерства промышленной политики, основной функцией которого станет выработка стратегии развития промышленности.
В результате реализации Программы предполагается обеспечить следующие показатели:
прирост валовой добавленной стоимости в промышленности к 2020 году – в 2,2–2,3 раза;
рост производительности труда (по добавленной стоимости в постоянных ценах) к концу 2020 года – не менее 50 процентов от уровня стран ЕС-27;
рентабельность продаж не менее 15–16 процентов;
снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) на 10–11 процентов;
ежегодное снижение уровня импортоемкости промышленной продукции на 1,5 процента;
удельный вес отгруженной инновационной продукции должен составить 20–21 процента в 2015 году и сохранение данного уровня в 2016–2020 годах;
увеличение доли добавленной стоимости в объеме производства продукции (работ, услуг) в 2020 году до 35–37 процентов.
Предполагается в два раза сократить отставание от среднеевропейского уровня по росту производительности труда по добавленной стоимости, увеличить выпуск соответствующей мировым стандартам продукции и нарастить экспортный потенциал страны. В высокотехнологичных наукоемких видах деятельности, а также в видах деятельности, использующих отечественную сырьевую базу (производство пищевых продуктов, целлюлозно-бумажное, химическое производство), ставится задача вплотную приблизиться по производительности труда по валовой добавленной стоимости к среднему уровню стран Евросоюза (ЕС-27).
В остальных видах деятельности ставится задача обеспечения роста производительности труда за счет модернизации производств с созданием высокопроизводительных рабочих мест. В приложении программы по каждой подсекции обрабатывающей промышленности определены ожидаемые результаты. Достижение поставленных целей предполагается за счет комплексного сочетания трех направлений: модернизация традиционных секторов промышленности; развитие топливно-энергетического комплекса; создание высокотехнологичных и наукоемких производств в радио-, микро- и оптоэлектронике, телевизионной техники, развитие фармацевтической промышленности, химического производства, малотоннажной химии, космических технологий. Определены условия развития: для имеющихся традиционных производств - модернизация с увеличением производительности труда, для новых строящихся предприятий - обеспечение уровня производительности труда не ниже, чем в развитых странах.
Определен перечень инвестиционных проектов по основным направлениям структурных преобразований с учетом имеющихся на сегодняшний день собственных и иностранных разработок, разработок НАН Беларуси.
Источниками собственных средств организаций станут амортизационные отчисления и чистая прибыль за вычетом фонда потребления. Дополнительным источником станет дальнейшее совершенствование налоговой системы, в том числе механизмов взимания основных налогов, а также оптимизация тарифов на топливно-энергетические ресурсы, концентрация ресурсов в рамках создаваемых холдингов.
Способствовать привлечению иностранных инвестиций в планируемом объеме будут структурные и институциональные преобразования в промышленности: увеличение доли инновационных высокотехнологичных производств в общем объеме производства до 15% в 2020 году (в 2010 году - 2-3%). Также на это направлена приватизация предприятий и реформирование крупных имущественных комплексов, формирование государственно-частного партнерства в энергетике, на объектах, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Приоритетная форма привлечения прямых иностранных инвестиций в промышленности - создание совместных и иностранных предприятий, а также продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству. Исключение составляют стратегически значимые предприятия, связанные с безопасностью страны.
Потребность в кредитных ресурсах будет обеспечиваться посредством привлечения различных финансовых институтов (банки, частные, небанковские кредитно-финансовые организации). Возможно кредитование проектов создания или развития высокотехнологичных производств ОАО "Банк развития Республики Беларусь" по результатам их отбора.
Финансирование за счет республиканского бюджета будет осуществляться в пределах, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Средства инновационного фонда будут задействованы с учетом изменения законодательства о формировании инновационных фондов.
В Министерстве экономики назвали наиболее значимые проекты программы. Среди них "Создание мощностей, увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90-450 т" в ОАО "БелАЗ" (Минпром). Проект "Организация производств по промышленной переработке стекла" в ОАО "Гомельстекло" осуществляет Минстройархитектуры. Это министерство также ведет проекты "Строительство завода по производству кальцинированной соды" и "Строительство горнообогатительного комбината на базе месторождения "Ситницкое". Концерн "Беллесбумпром" осуществляет реализацию проекта "Строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы". Концерн "Белнефтехим" выполняет проекты "Строительство цеха по производству азотной кислоты с реконструкцией действующего производства КАС" и "Строительство азотного комплекса в составе совмещенного цеха аммиака и метанола и цеха карбамида" в ОАО "Гродно Азот". Также в этой отрасли выполняется проект "Создание производства цельнометаллокордных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма" в ОАО "Белшина".