Русский язык - давай, до свидания?
Конечно, дискуссия началась не вчера и не позавчера, а много лет тому назад, но в этот раз - со статьи, размещённой в блоге на сайте «Радыё Свабода», под заголовком «Синдром "младшего брата"», в которой автор высказал такое предположение:
«Выиграть войну с русской культурой (или хотя бы не проиграть её) белорусы могут только при помощи одной стратегии: взять у России её главное оружие - русский язык - и включить его в свой арсенал. Так сказать, отомстить русским по-ирландски». По мнению автора, белорусскость прекрасно существует за пределами белорусского языка. Сам он её находит даже в стонах и русском мате Виктории Азаренко на теннисной площадке. Не говоря о русскоязычных песнях Куллинковича или Михалка.
Статья Максимюка вызвала бурю эмоций и затяжную дискуссию. В блогах «Радыё Свабода» высказались Франак Вечёрко и Виктор Мартинович. Первый назвал позицию Максимюка «культурной капитуляцией», а второй, напротив, поддержал идею «нации билингва». Следом за ними на сайте «Нашей Нивы» выступили Сергей Дубавец с тезисом «Беларусь - гэта мова», а за ним Сергей Ваганов - с тезисом прямо противоположным, что «сённяшняя Беларусь – гэта якраз усё астатняе, а тая Беларусь, каторая, па Дубаўцу, мова – гэта, выбачайце, умоўная Беларусь, якую стварыла інтэлектуальная беларускамоўная эліта». Третим был Евгений Гриневич со статьёй «Русскій язык - давай, дасвіданія», в котором предложил распрощаться с русским языком, «если мы хотим быть европейским народом».
Подключился к дискуссии и портал TUT.BY, сделав две больших передачи: «Можно ли влиять на судьбу народа, сидя в интеллектуальном гетто?» и «Почему белорус белорусу не брат, а придурок?».
Затем дискуссия перекочевала в блогосферу. Блогер kurt_bielarus присоединился к лагерю противников Яна Максимюка:
«Згадаем рэферэндум 1995 году. Дзяржаўны статус, які расійскай мове быў непатрэбны (яе выжыванню ў свеце нічога не пагражала, у Беларусі яна панавала і панавала б яшчэ далей доўгія гады), нанес вельмі балючы ўдар па беларускай мове, паставіўшы яе на мяжу знікнення.
У цяжка хворага адабралі адзін кастыль, каб аддаць "няшчаснаму" здароваму.
Зараз дыскусія ("дзякуй" спадару Максімюку) разгарнулася на тэму, ці лічыць расійскую такой ж мовай нацыянальнай культуры, як беларуская, ці не.
І зноў ж - што гэта дасць расійскай мове? Нічога прынцыповага. Яна і так пануе ў Беларусі.
Як "з'яўленьне" новай "мовы беларускай культуры" адаб'ецца на беларускай мове? - Яна, і так вельмі цяжка хворая, страціць ці не адзіную перавагу над расійскай.
Статус адзінай сапраўднай нацыянальнай мовы.
Нам прапануюць неафіцыйны новы рэферэндум 1995 году, які можа проста дабіць беларускую мову, а многія занадта ліберальныя беларускамоўныя так наіўна працягваюць пляскаць у ладкі...
Для "роўнасьці" адабраць у нашага хворага яшчэ і інвалідную каляску, каб аддаць здароваму, ці не? - Вось пытанне, якое турбуе ліберальнае грамадзства».
Ему ядовито возразил revanshist:
«Лишив русский язык статуса государственного, мы дадим десятку "профессиональных белорусов" возможность развернуть юридический террор против каких угодно учреждений – а почему у вас не соблюдается закон и кроме государственного языка говорят чёрти на чем? И контраргументов не будет, потому что закон здравым смыслом не перебьёшь. Вы думаете, городские сумасшедшие такой возможностью не воспользуются? Ха!
Дальше - какое-то количество не поступивших из-за "этой мовы" в ВУЗ, не получивших из-за неё повышение, жалобы неуравновешенных граждан на неправильные вывески… И через год-два профессиональных белорусов вместе с "их мовой" будут ненавидеть лютой ненавистью, и под лозунгом борьбы с этой напастью снова можно будет вытянуть выборы или поменять конституцию. Как в пошлом анекдоте – я знал, что тебе это понравится (с). Впрочем, у нас всё, как в пошлом анекдоте».
В итоге всё свелось к двум крайностям, к старому противопоставлению - отобрать статус государственного у русского языка или не давать белорусскому статуса единственного государственного. Но ведь Максимюк, кажется, предлагал нечто совсем новое и другое.
Не поняли? Или компромисс в этом вопросе невозможен в принципе?