Своя усадьба в Беловежской пуще? Почему бы и нет!
В июне текущего года на территории Беловежской пущи было приобретено больше деревенских домиков, чем за весь прошлый год. Сыграли роль новые условия, когда на сделку не требуется согласия администрации пущи.
Почти два месяца назад вступил в силу указ №59 главы государства, которым упрощена процедура купли-продажи недвижимости в Национальном парке «Беловежская пуща». То есть теперь, чтобы купить домик в краю зубров, не нужно спрашивать согласия администрации парка. Эффект превзошел ожидания – в Каменецком районе за месяц после выхода указа куплено домов больше, чем за весь прошлый год. А вот на аналогичных землях в Пружанском районе такого оживления не наблюдается. Специалисты утверждают: необходимо развивать дорожную инфраструктуру.
Вот вкратце предыстория вопроса. До 2004 года купить домик практически в любой деревеньке под Брестом можно было за 2–3 тысячи долларов. А после сокращения армии цена на них и вовсе упала, ведь военные, в спешке покидавшие Беларусь, продавали свои участки за бесценок или просто бросали их.
Лишь с первым кризисом конца 1990-х, когда белорусы осознали, что земля может минимально прокормить и без госдотаций, стоимость деревенских домов и дач пошла вверх. Тогда ценились в первую очередь дома и дачи, приближенные к Бресту: инфраструктура, близость к городу, разветвленная транспортная сеть. Потому пущанская глушь Каменетчины и Пружанщины была не в цене. Агроэкотуризм тогда только зарождался, так что никому и в голову не могло прийти, что золотая жила – это дома на заповедных землях.
С распространением агроусадеб – бизнеса хлопотного, но прибыльного – ситуация изменялась. Сегодня, например, чтобы отдохнуть в домике в Беловежской пуще, скажем, в деревенской усадьбе «Беловежье», хозяева которой рекламируют отдых в пуще «как у бабушки в деревне», туристу придется заплатить за двухкомнатный номер от 20 до 40 долларов. С учетом того, что расценки всегда отталкивались от доллара, то по временам середины «нулевых» дело было прибыльным, если бы не одно «но»: согласно президентскому указу №460 от 28 сентября 2004 года любую сделку по купле-продаже недвижимости в пуще можно было осуществить только с разрешения администрации Национального парка.
Чем руководствовалось пущанское начальство, выдавая соответствующие согласия, – вопрос отдельный. Но факт остается фактом: купить домик в деревеньке пущи стало заоблачной мечтой. С одной стороны, это в свое время помогло сохранить аутентичность заповедника. С другой – затормозило на время развитие агроэкотуризма в этом, как говорят военные, «квадрате».
Новый указ, озаглавленный «О некоторых вопросах развития особенно охраняемых природных территорий», внес некоторые коррективы. Согласование больше не нужно, покупай – не хочу! И хотят! Так, в июне этого года было продано 11 домов, тогда как за весь прошлый год было куплено всего 10. И перспективы есть. В одном только Каменюкском сельсовете (это, по сути дела, ворота в пущу) насчитывается 17 населенных пунктов. Официальная стоимость недвижимости стартует от трех тысяч долларов, хотя цена, разумеется, официальная. Сколько придется выложить при сделке – зависит от многих факторов.
Кстати, в Каменецком районе дома расходятся лучше. В пружанской части пущи до сих пор простаивает более 200 домов. Специалисты от власти на местах говорят о слабой дорожной инфраструктуре.
ействительно, когда объездная дорога вокруг пущи в районе Каменца будет закончена, с заездом в зоны отдыха проблем вообще не будет. Возможно, подобного развития дорог ждет и пружанская часть пущи.
Впрочем, наверное, еще не все потенциальные инвесторы из малого бизнеса прониклись темой. В первую очередь этим заинтересовались россияне, которые умеют вкладывать небольшие деньги в прибыльные проекты. Жаль только, что при таком раскладе очередной законодательный акт, косвенно направленный на поддержку отечественного бизнесмена, сыграет на руку лишь зарубежному капиталу.