Сколько денег из собственного кармана можно потратить на агитацию?
Сегодня Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов утвердит порядок использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов.
О некоторых правилах агитации “НГ” рассказал секретарь Центризбиркома Николай ЛОЗОВИК.
— Если программные выступления — дело традиционное, то участие в дебатах — новое, основанное на добровольном решении кандидата, — отмечает Николай Иванович. — Понятно, что дебаты могут состояться лишь в том случае, если в избирательном округе изъявят желание подискутировать как минимум два кандидата в депутаты парламента. Предполагается, что в день проведения жеребьевки по программным выступлениям кандидаты сразу же подадут заявки на участие в теле- и радиодебатах.
— Определено ли время для выступлений и дебатов?
— Мы предлагаем проводить программные выс-тупления и дебаты в самое рейтинговое время:
по радио с 18.00 до 19.00, по телевидению с 19.00 до 20.00.
Предполагается, что каждому кандидату будет предложено по пять минут общего времени. Еще пять минут отводится ведущему. То есть если в дебатах участвуют, например, два кандидата, то вся программа будет длиться 15 минут. Кроме того, мы предложили на сайтах телеканалов разместить анонс о проведении дебатов, чтобы избиратели могли прислать те вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать от кандидатов.
— На каких каналах лучше проводить дебаты?
— Тут выбора не будет, ведь каждому избирателю хочется увидеть и услышать выступления тех кандидатов, которые будут баллотироваться в его избирательном округе. Поэтому в регионах выступления кандидатов будут транслировать областные теле- и радиокомпании. Поскольку в Минской области нет собственного телеканала, кандидаты здесь будут выступать по Столичному телевидению, а те, кто баллотируется по городу Минску, — на телеканале “Беларусь-2”.
— В каких газетах кандидаты в депутаты могут публиковать предвыборные программы?
— Традиционно среди республиканских изданий это “Народная газета”, “Звязда”, “Рэспубліка” и “Белорусская нива”. Но поскольку у нас 110 избирательных округов, то кандидат вправе опубликовать свое выступление на выбор в областной или в газетах тех районов, которые входят в состав данного округа. И это более логично. Если программа будет напечатана в районной газете, она дойдет до большего количества избирателей. Ведь мне как избирателю важнее и интереснее знать, что делается в моем населенном пункте, кто баллотируется по моему округу, какова его программа?
Главное требование — равенство, чтобы у всех кандидатов максимальный объем выступления не превышал четырех тысяч знаков компьютерного набора.
— Если публикация предвыборной программы в газете, выступление в электронных СМИ, участие в дебатах бесплатны, на что же тогда кандидат получает деньги от государства? И каков порядок использования денежных средств из госбюджета и из личного избирательного фонда?
— Государство дает необходимый минимум и для изготовления печатной продукции. Бюджетных денег выделяется около пяти миллионов рублей. Практика показала, что этих средств вполне достаточно для изготовления предвыборных плакатов, листовок и другой печатной продукции. Причем кандидат не получает эти деньги на руки. Он должен заказать печатную продукцию и принести в окружную избирательную комиссию счет-фактуру, на основании которой оплачивается данная работа.
Законодательством четко предусмотрено, из каких источников должен формироваться индивидуальный избирательный фонд. Ограничены даже собственные средства кандидата, чтобы не получилось так, что все до копейки он пустил на агитацию, оставив семью без куска хлеба. Индивидуальный избирательный фонд в размере не более ста миллионов рублей поможет кандидату более красочно организовать свою избирательную кампанию. Например, заказать яркую рекламу, купить дополнительные площади в газетах, дополнительное эфирное время на радио или телевидении. Кстати, деньги из индивидуального фонда кандидат точно так же не получит на руки. Они будут аккумулироваться на счете в Беларусбанке, а вся продукция или услуги оплачиваться исключительно на основе заключенных дого-воров.
— Как отразится на ходе избирательной кампании тот факт, что значительная ее часть приходится на летний период?
— Летние месяцы при любой температуре всегда более прохладные с точки зрения политики. Но самый активный период агитации выпадает на конец августа и сентябрь. Время, когда все возвращаются из отпусков, у детей начинаются занятия в школах. Так что, в любом случае избирательная кампания обещает быть интересной и не останется незамеченной.