Почему 3 июля имеет отношение к каждому белорусу?

Источник материала:  
04.07.2012 — Разное

День Независимости имеет глубокое символическое значение для Республики Беларусь. Тяжелейшие испытания в ходе Второй мировой войны не имели прецедентов в белорусской истории.

Испытание на прочность

Белорусские земли часто оккупировали и до этого, поскольку их равнинное расположение в центре Европы делало белорусскую территорию либо лакомой мишенью, либо транзитным пунктом на пути к еще более масштабным захватам. При этом всегда были и грабежи, и насилие, и особенно много проблем возникало с иностранными наемниками, шедшими на войну, чтобы грабить, и с войсками, офицеры и солдаты которых долгое время не получали жалование от своих командиров, из-за чего дисциплина ослабевала и начинались грабежи. Вторая мировая война стала для белорусов уникальным испытанием — захватническая фашистская армия массово вершила зверские расправы над беззащитным населением не из-за разброда или слабой дисциплины, а по официальному приказу своего верховного командования. Мирное население уничтожалось варварски, педантично и дисциплинированно в основном по идеологическим соображениям. Как неполноценное по некому расовому фактору, как подозрительное из-за массового партизанского движения, как “недостаточно просвещенное” по высоким немецким стандартам. Кто знает, продлись война двумя годами более, остались ли бы вообще в Беларуси города и деревни, или вся территория стала бы похожа на руины Минска или пепелище Хатыни?

Поэтому 3 июля — День освобождения Минска от фашистских оккупантов — имеет непреходящее значение для каждого гражданина Беларуси. Подвергать сомнению его значение для судьбы белорусского народа просто кощунственно. Несомненно, война и варварская оккупация, унесшие жизнь каждого третьего жителя БССР, серьезно подорвали потенциал и возможности для развития белорусского народа как в рамках СССР, так и после его краха. Не будь войны, сейчас бы в Беларуси проживало 14—15 миллионов человек, территория страны из-за этого была бы еще лучше обустроена, а геополитический и геоэкономический потенциал были бы намного сильнее.

Созидание вместо “цивилизованного выбора”

Но даже с уцелевшим после войны населением белорусскому государству удалось добиться многого. Выжившие и оказавшие ожесточенное сопротивление фашистам жители БССР прославились как патриоты своей земли, а символы сопротивления врагу до последней капли крови — такие как Брестская крепость — стали символами всего СССР. Партизанское командование, заняв высшие военные и гражданские должности в освобожденной Беларуси, ревностно следило за тем, чтобы восстановление экономики БССР шло вы-сокими темпами, и пользовалось своим заслуженно высоким авторитетом, чтобы сделать Беларусь местом расположения новых мощных предприятий.

Белорусский интернационализм еще больше укрепился, пройдя ужасающие чистки, которые провели фашисты на оккупированных территориях по расовому или этническому признаку. Именно это стало основой для того, чтобы этнический национализм, типичный для стран Балтии или Польши, не прижился в Беларуси массово как во времена перестройки, так и в первые годы независимости. Уроки войны породили у большинства белорусов нетерпимость к предательству и обслуживанию интересов иностранных держав в ущерб своему государству и своему народу. Слишком многие погибли из-за предателей и слишком много лжи пришлось выслушать от оккупантов по поводу “цивилизованного европейского выбора белорусов” под властью “самой культурной” нации Европы. Поступки же наивно уверовавших в расистскую идеологию новой власти некоторых жителей Беларуси слишком часто оборачивались для других граждан пытками, виселицами, расстрелами или сжиганием заживо в огромных печах, где пол постепенно наклонялся, ссыпая в огонь отчаянно кричащих людей...

Белорусский интернационализм

Укрепившийся в огне войны белорусский интернационализм поспособствовал тому, что в девяностые годы, когда во многих постсоветских республиках под ликующие крики проводилась чистка “коренной” нации от “чужих” и “пришлых”, в суверенной Беларуси вполне спокойно получилось встать на путь уважения прав всех граждан независимо от их веры или  национальности. Некоторые из стран, гнавших “инородцев” со своей территории в девяностые, хотели бы сейчас развивать науку и промышленность — но как это сделать, если русскоязычные инженеры и техники, химики и биологи по их же настоянию спешно уехали под натиском торжества этнического национализма? В Беларуси же в силу мудрой государственной политики, направленной на уважение всех своих граждан, сохранились все необходимые кадры, роль которых в восстановлении экономики с 1996 года — после падения в первой половине девяностых — такими высокими темпами совершенно неоценима.

Утратившие из-за военных действий почти всю свою промышленность и возродившие ее путем колоссальной работы в послевоенные годы, граждане Беларуси оказались психологически не готовы отказаться от нее в девяностые — когда некоторые соседние страны с поразительной легкостью уничтожали свой промышленный потенциал как ненужный на пути строительства “экономики знаний” и “информационного общества”. Достаточно вспомнить, как в соседней Латвии за четыре года (с 1991 по 1995) под “мудрым” руководством советников из США и ЕС были безвозвратно уничтожены две трети промышленного потенциала.

На пути развития

Подобные попытки были и в Беларуси, но на них белорусский народ ответил на президентских выборах 1994 года, избрав Президента, способного сохранить и приумножить доставшийся огромным трудом и кровью промышленный потенциал страны, который удалось не только сохранить, но и увеличить. В недавнем выступлении первого заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко прозвучало, что за десять лет Беларуси удалось удвоить свою долю в мировом промышленном производстве. Только таким путем и можно прийти к экономике знаний и информационному обществу, поскольку именно им и воспользовались сами западные экономики. Таким же путем идет и Китай — увеличивая свой промышленный сектор, он увеличивает тем самым число специалистов, способных на высоком техническом уровне решать актуальные вопросы по созданию конкурентоспособной сферы услуг и новых непромышленных секторов экономики.

Тесное сотрудничество с народами, населяющими евразийскую часть СССР, в годы Второй мировой войны против захватчиков из Западной Европы заложило прочную основу и  для нынешних процессов евразийской интеграции. Можно сколько угодно рассуждать об ужасах и жертвах сталинского режима, но четверть века под властью Сталина не обернулись для граждан БССР и десятой частью тех страданий, которые пришлись на долю белорусов всего за три года оккупации “утонченными” западноевропейцами. После Второй мировой войны разрушенную экономику БССР не восстановили бы без искренней помощи миллионов русских и казахов, татар и украинцев. 1970—1980-е годы, когда экономику БССР удалось не только восстановить, но и серьезно развить, стали для белорусского народа самыми спокойными за предшествующие два столетия. А белорусу-интернационалисту были рады и во дворцах Петергофа, и в кибитках кыргызских кочевников, где тоже были наслышаны о подвигах белорусского народа, отчаянно и храбро защищавшего свою землю от захватчиков.

С Днем Независимости, Беларусь!

 

←РОО “Белая Русь намерена активно участвовать в парламентских выборах и готовиться к съезду

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика