Сможет ли дворничиха вновь стать королевой?
Похоже, два этих понятия – Московский фестиваль и жара в Москве – становятся неразрывными. И звездам на красной дорожке, которая в этом году действительно была красной и пролегла по новому маршруту – прямо по тротуару перед кинотеатром «Октябрь», раздолье – никаких тебе зонтиков над головой, что пришлось наблюдать в минувшем мае в Каннах.
Светские хроникеры едва успевали фиксировать происхождение нарядов, отмечая, что предпочтение актрисы стали отдавать отечественным дизайнерам. Что касается цвета, жемчужное, сиреневое, «морская волна» проходили без сучка и задоринки, а вот тем, кто явился в белом, доставалось – зачем пришла в подвенечном, не говоря уже об алом цвете. Татьяна Михалкова, которая была именно в алом, отчиталась за всех: «Вот такое у меня радостное настроение, и конкуренции с цветом дорожки я не боюсь».
Церемония открытия была, как всегда, лаконичной. Началась она с дани памяти великому итальянцу Тонино Гуэрра, поэту, писателю, сценаристу, жизнь которого тесными узами была связана с Россией. Под печально-пронзительную музыку демонстрировались кадры из фильмов Феллини, Антониони, Тарковского, Рози, Ангелопулоса, снятых по сценариям Гуэрра и вошедших в золотой фонд классики мирового кино.
Министр культуры Владимир Мединский зачитал приветствие Президента РФ В.В. Путина фестивалю. Ведущие Юлия Пересильд и Константин Лавроненко представили членов жюри трех конкурсов – основного, «Перспектив» и документального. Президент фестиваля Никита Михалков вручил фестивальную цепь – символ власти – председателю жюри основного конкурса, бразильскому режиссеру Эктору Бабенко.
Традиционный приз «За вклад в кинематограф» был вручен американскому режиссеру Тиму Бёртону, спродюсировавшему фильм Тимура Бекмамбетова «Линкольн: охотник за вампирами». Картина представлена в «Гала-премьерах».
Открылся фестиваль фильмом Романа Прыгунова «Духлесс» по бестселлеру Сергея Минаева. В главной роли – преуспевающего бизнесмена, завсегдатая тусовок, переживающего кризис, снялся Данила Козловский. Мир гламура представлен в ленте сочно, но с разоблачением его, увы, есть проблемы. «Не верю!» – как припечатывал Станиславский.
В конкурсе покажут 17 фильмов, авторы половины из них – дебютанты. Работают дебютанты в разных жанрах. Так, в комедийном ключе показывает жизнь китайской глубинки молодой режиссер Чэнь Ли в картине «Вишенка на гранатовом дереве». В истории о том, как староста-активистка, чтобы удержаться на своем посту, обрабатывает электорат своей деревушки, много юмора и живого отклика на извечные проблемы. «Деревня – основа китайской цивилизации, – отметил на пресс-конференции Чэнь Ли. – И если решить проблемы в деревне, можно будет решить проблемы и во всех отраслях жизни Китая». Тидж Кришнан из Великобритании сняла фильм «Отбросы» – о взаимоотношениях людей «дна» и о том, что на дне души самых опустившихся элементов есть искры надежды и цепная реакция – добро за добро – возможна. Только нужно терпение.
Есть и работы старейшин. Венгерский режиссер Иштван Сабо, призер МКФ 1967 года за фильм «Отец», привез картину «Дверь», экранизацию романа своей однофамилицы Магды Сабо. В центре фильма – взаимоотношения писательницы, купившей дом в провинции, и местной дворничихи, помогающей ей по хозяйству. В сложной роли странной пожилой особы, которая никого не пускает на порог дома – тому есть много причин, снялась Хелен Миррен, получившая «Оскар» за роль Елизаветы II. На пресс-конференции Иштван Сабо рассказывал, как знаменитая актриса приноравливалась к роли дворничихи. Надев костюм и старые разношенные ботинки, она долго молча ходила в них взад-вперед по комнате и наконец произнесла: «Я знаю, как нужно ее играть!»
Российских фильмов в конкурсе два – «Орда» Андрея Прошкина и «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой. Беларусь представлена «Одиноким островом» Пеэтера Симма в копродукции с Латвией и Эстонией. В «Гала-премьерах» показали картину «Поклонница» Виталия Мельникова – о взаимоотношениях Чехова и писательницы Авиловой, прототипа Нины Заречной из «Чайки». В роли Чехова – очень удачно – Кирилл Пирогов.
Всего на фестивале покажут 22 программы, среди них ретроспективы, документальная «Свободная мысль», впервые – секция «Короткого метра».
Программы российского кино открылись фильмом-призером «Кинотавра» «Я буду рядом». Всего в Доме кино покажут 21 художественный фильм, а также подборки документальных, короткометражных, анимационных лент.
Кроме того, пройдут «круглые столы» – «Отечественное кино в фестивальном контексте» и «Правда времени и правда о времени: кино, критика и реальность». В рамках Первого Международного передвижного кинорынка DOORS состоялась церемония вручения премии International Visual Award «За выдающийся вклад в развитие международной дистрибуции независимого кино».
Нина КАТАЕВА