Когда время деньги

Источник материала:  
21.06.2012 — Разное

Союзный бюджет и реализация совместных программ, если задуматься, явление в мировой практике уникальное. Два суверенных государства формируют пусть пока не очень большой (около пяти миллиардов российских рублей), но единый бюджет, предназначенный для обеспечения безопасности наших стран, их эффективного экономического развития и углубления интеграции по всем направлениям. Благодаря союзному бюджету мы успешно решаем вопросы обороны, охраны общей границы, развиваем передовые технологии, реализуем совместные проекты в экономике, образовании, здравоохранении, науке и культуре. Выгода здесь очевидна и неоспорима: каждый рубль, вложенный, скажем, в союзную экономическую программу, не только приносит экономический эффект, но работает на углубление масштабной кооперации между конкретными субъектами хозяйствования наших государств. Но все ли вопросы решены? Насколько эффективно исполняется союзный бюджет? С какими проблемами при его формировании приходится сталкиваться? Отвечают ли его возможности реалиям сегодняшнего дня? Об этом размышляет председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам, депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Вадим ПОПОВ.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что вопреки всем заявлениям скептиков дальнейшее развитие Союзного государства будет идти еще более активными темпами. Доказательством тому стал и недавний визит Президента РФ Владимира Путина в Беларусь. На встрече двух лидеров было обозначено главное: Россия видит в Беларуси стратегического союзника и особого партнера. Впрочем, это вовсе не означает, что все проблемы разрешены. Часть из них будет обсуждаться на очередной сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая состоится в Минске 26 июня. В том числе и вопросы, касающиеся исполнения союзного бюджета и механизма согласования союзных программ. В 2012 году на развитие науки, промышленности и сельского хозяйства наших стран запланировано потратить 51 процент бюджетных денег, на социальную сферу – 17 процентов и на вопросы обороны – 11 процентов. На реализацию союзных программ в промышленности, энергетике и строительстве выделено 1,7 миллиарда российских рублей. Расходная часть бюджета предусматривает финансирование около 40 программ и мероприятий. Нередко можно услышать мнение о том, что 17 процентов расходных средств на социальную политику не позволяют назвать союзный бюджет социально ориентированным. Но, во-первых, бюджет считается таковым, потому что социальные аспекты так или иначе можно найти почти во всех его разделах и статьях. Во-вторых, помимо конкретных социальных программ важнейшее социальное значение имеют и другие экономические проекты, поскольку они направлены на улучшение качества жизни граждан Беларуси и России.

Необходимо отметить, что Беларусь и Россия в полной мере выполняют свои финансовые обязательства. Улучшилось и кассовое исполнение по объемам и срокам освоения выделенных средств. После серьезной, системной работы, которую провели комиссии Парламентского Собрания и союзное правительство, ответственные министерства и ведомства стали работать намного активнее. И если раньше в части исполнения бюджета бывали некоторые задержки, связанные с корректировками, которые вносились по ходу выполнения программы, то сейчас исполнение бюджета – это уже хорошо отлаженный процесс. Если, например, в 2007 году процент выполнения плана по доходам от уточненных показателей бюджета составлял 97,9 процента, то в 2011 году – 100,8 процента, кассовое исполнение бюджета – 80,3 процента в 2007 году и 93,3 процента в 2011-м. Чтобы не допустить неэффективного использования средств бюджета, проводится тщательный анализ и аудит эффективности новых программ. Речь идет о программах по развитию нанотехнологий, освоению космоса. Положительно оценен ход реализации программы по развитию информационных технологий в таможенных процессах. Внедрение IT-технологий в таможенной сфере на 13 процентов увеличило пропускную способность грузов на границах Таможенного союза. Между тем Комитет государственного контроля Беларуси и Счетная палата России неоднократно обращали внимание на неравномерность кассового исполнения расходов бюджета в течение года. Не изменилась ситуация и в 2011 году. К примеру, в четвертом квартале 2011 года расходы бюджета составили 42,9 процента объема кассовых расходов. Аналогичная ситуация наблюдалась и в четвертом квартале 2010 года, когда расходы бюджета составили 51,6 процента годового объема. Несколько лучше идет работа в текущем году. На 1 июня 2012 года на программы по развитию промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, здравоохранения, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу освоено 69–84 процента средств, предусмотренных на первое полугодие. Однако главное, чего пока не удалось сделать – определить механизм и форму учета союзной собственности, созданной в результате реализации совместных программ. Также не определен орган управления активами Союзного государства. Мы приняли соответствующее соглашение, провели внутригосударственные процедуры по этой части и остановились. А ведь этот мощный ресурс надо включать в реализацию союзных программ, брать под него кредиты, оформлять в залог и так далее.

В своем решении от 18 октября 2011 года Комиссия Парламентского Собрания по бюджету и финансам выразила озабоченность по этому поводу, заявив о необходимости создания до 1 июля 2012 года Реестра имущества Союзного государства. Теперь что касается возможностей союзного бюджета. У нас действительно более пяти миллиардов российских рублей в общую копилку не поступает. Но тут дело не в деньгах, а в дефиците четко и быстро отработанных, востребованных программ. Для наполнения бюджета и повышения эффективности использования этих средств необходимо сокращать сроки подготовки и согласования союзных программ минимум в два раза. По существующему порядку на разработку совместных программ уходит около трех лет. За это время они попросту устаревают, теряют свою актуальность, и к ним пропадает интерес. Мы почти три года создавали механизм принятия бюджета, чтобы утверждать его до начала календарного года, и решили наконец эту проблему. Сейчас принятие бюджета Союзного государства занимает всего один день. Это говорит о том, что степень проработки документов очень высокая, бесконфликтная. Вот такой механизм должен быть при разработке и внесении программы. Поступила программа – в течение года по ней надо принимать решение. Тогда появится интерес работать с этой программой, и ее исполнители смогут приступать к реализации проекта без задержек. А это, в свою очередь, приведет к увеличению размера бюджета Союзного государства. Естественно, акцент надо делать на «прорывные», наукоемкие инновационные направления, которые дают мультипликативный эффект. Необходимо двигаться хотя бы на шаг впереди тех научно-технических разработок, которые есть сегодня в мире. Это, с одной стороны, формирует наши конкурентные преимущества на мировом рынке, с другой – открывает более широкие возможности для финансового сотрудничества с международными институтами и банками.

←Встреча сильнейших

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика