«…Жить нам врозь крайне сложно»
В результате распада СССР и образования на его территории самостоятельных государств граница между Россией и Беларусью, бывшая в те времена административной, стала государственной. Однако осталось неизменным взаимное стремление жителей, предприятий, администраций краев и областей наших стран к поддержанию и развитию всесторонних тесных связей. Именно это стремление двух народов по-прежнему оставаться вместе послужило главным стимулом к созданию Союзного государства России и Беларуси. «Убежден, что у российско-белорусских отношений – большое будущее, – сказал Президент РФ Владимир Путин во время недавнего визита в Минск. – По мере углубления интеграционных процессов единство наших стран будет только крепнуть, открывая возможности для решения и долгосрочных, и текущих задач».
Президент Беларуси Александр Лукашенко высказался также предельно ясно: «Были времена, вы их помните, когда положение нашего Союза (Беларуси и России) было очень шатким. И тогда сотрудничество с регионами спасло наши отношения». Как известно, экономика – это базис для будущих политических надстроек, который служит фундаментом для сближения наших народов. В современных экономических условиях необходимо выводить сотрудничество на качественно новый уровень. Речь должна идти о двусторонних проектах, основанных на объединении ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала. От товарооборота – к созданию совместных производств. По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Беларуси Александр Сурикова, главное достижение в белорусско-российских отношениях за минувшие 20 лет – осознание необходимости интеграции: «…Жить нам врозь крайне сложно». Торговый представитель Республики Беларусь в РФ А. Киселев сообщил, что сотрудничество с российскими регионами развивается динамично и продуктивно. Практически все регионы РФ обладают торгово-экономическими связями с Беларусью, 66 из них связаны соглашениями о сотрудничестве. В России создана обширная товаропроводящая сеть, активно продвигающая белорусские товары на просторах РФ. Сотрудничая с 80 российскими губерниями, Беларусь имеет положительное сальдо в торговле с 60 субъектами Федерации. Межрегиональные связи способствуют созданию режима «перекрестного» максимального благоприятствования, ибо не может Союзное государство существовать без союзного рынка.
К примеру, Минский автомобильный завод осуществляет кооперационные связи более чем с 258 субъектами хозяйствования РФ и 60 процентов комплектующих поступает на МАЗ из России. Сегодня ни одно событие, посвященное теме внешнеэкономических связей, не обходится без прямого участия торгово-промышленных палат. Для российской стороны очень важно, что БелТПП уделяет большое внимание развитию взаимодействия не только с европейской частью России, но и плодотворно сотрудничает с регионами Сибири. Сейчас ясно, что евроазиатское пространство в ближайшие годы станет одной из самых перспективных территорий для экономического развития. В связи с этим регионы Сибири и Дальнего Востока становятся площадкой для более легкого вхождения Беларуси в Восточную и Юго-Восточную Азию. В свою очередь Беларусь – это прочный плацдарм для выхода предпринимателей из восточных регионов России на европейский рынок. По итогам официального визита в Беларусь делегации Совета Федерации во главе с председателем палаты Валентина Матвиенко в начале этого месяца, российские сенаторы предложили учредить Форум регионов Беларуси и России для активизации деловых контактов.
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Фролов считает, что это позволит активизировать взаимодействие на парламентском уровне, наладить прямые связи непосредственно между руководством регионов Беларуси и России, городов и муниципалитетов двух стран. Визит еще раз подтвердил взаимный настрой Минска и Москвы на углубление интеграции, выявил направления для дальнейшего развития сотрудничества. В самое ближайшее время профильные комитеты верхних палат парламентов двух стран подготовят конкретную программу действий, в центре внимания которой будут вопросы приграничного сотрудничества, проблемы правового обеспечения экономического взаимодействия, и прежде всего интеграционных процессов.