Шарлатаны приходят в сеть

Источник материала:  
20.06.2012 — Разное

Мошенники и шарлатаны идут в ногу со временем. Вывеску «Услуги хироманта» я увидела в районе минской улицы Немиги. Рядом здание, на втором этаже которого маг не поленился прилепить к стене лист со стрелкой, направляющей в его кабинет. Интересно. Вот уже как четыре года Закон «О рекламе» запрещает любую пропаганду услуг экстрасенсов, гадалок, астрологов, колдунов, прорицателей и иже с ними. А тут плакат в центре города. Вот и думай: то ли хиромант обнаглел, то ли запрет отменили. Оказалось, на самом деле закон остался в силе, но самодеятельные маги сегодня не особо–то шифруются. А ведь предполагалось, что запрет на рекламу мистических услуг убережет от обмана падких на магическую шелуху граждан. Но, выходит, «двигатель торговли» был приглушен лишь на время?


Колдунья на проводе


Для начала решила прощупать ситуацию на магическом рынке через знакомых. Буквально через полчаса передо мной лежали телефоны и адреса нескольких «проверенных» ворожей и одного нумеролога. Уверена, это — не предел. Не похоже, что их стало меньше, просто ушли в тень. В подтверждение догадкам: на интернет–форумах просто ряды желающих быть облапошенными за собственные деньги. «Помогите найти хорошую гадалку», — плаксиво просит одна участница. Сразу же находятся и готовые черкануть номерок ворожеи. Спрос на услугу очевиден. Проверяю, как обстоит дело с предложением.


В таких изданиях — мастодонтах рекламного рынка, как «Из рук в руки» или «Ва–Банк», ничем магическим не пахнет. Стандартные объявления о купле–продаже. Провалились попытки эксперимента ради пристроить и собственное объявление: «Гадаю на картах Таро. Помогу в сложной жизненной ситуации». Девушки–консультанты, ссылаясь на известный закон, связываться с «колдуньей» отказались. Не появилась и моя лжепрокламация, отправленная через sms на сайт одной из газет.


— Зря стараетесь: у вас его нигде не примут, — пыталась разбить мои надежды девушка из газеты «Минск на ладонях» и... прогадала. Еще звонок и — бинго! — «Близкие новости», извлеченные накануне из почтового ящика, готовы выпустить мое объявление в свет. И даже периодически его печатать. Всего–то за 30 тысяч с небольшим.


С печатными изданиями все понятно: не считая единичного случая, остальные газеты вняли запрету. Другое дело — интернет. Здесь адепты оккультизма чувствуют себя вольготнее, поэтому на бесплатных сайтах объявлений их количество зашкаливает. Запреты и поправки, говорите? Нет, не слышали.


После мониторинга предложений складывается впечатление, что не гадает у нас только ленивый. И все сплошь — выходцы из древних родов, потомственные и порядочные (!) ворожеи и предсказатели. Труженики колдовского поприща готовы снять порчу, сглаз, испуг, навести приворот, отвести соперницу, привлечь удачу в бизнес, восстановить отношения, помочь найти любовь, сделать оберег ну или банально погадать на картах Таро. Мир магии заметно эволюционирует. В тяжелых жизненных ситуациях помогают уже и дистанционно: по телефону, скайпу или электронной почте. Оплата «не сколько дадите», а фиксированная и через WebMoney или банковскую карту. Более того, на популярном нынче «скидочном» сайте висит 50–процентный «сейлз» и на услугу уже знакомого хироманта. Внизу — отзывы клиентов. Некоторые мистические служители обзавелись собственными сайтами с подробными описаниями себя любимого и предлагаемых услуг.


Если газеты напрочь отказываются связываться с гадалками, то разместить рекламу в «глобальной паутине» труда не составило. На некоторых бесплатных интернет–досках объявлений есть специальные разделы: «Магия, гадания, астрология» либо «Услуги гадалки». Неужто запрет касается только газет и телевидения? Ситуацию разъяснила консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Инна Гаврильчик:


— Поправка в Законе «О рекламе» не запрещала деятельность подобных специалистов. Но наложила табу на любую пропаганду их услуг: не важно, газета это или сайт. Если там перечислены предлагаемые услуги, расценки — скорее всего, это реклама, предусматривающая штраф от 20 до 50 базовых. Т.е. прокламация обойдется в 2 миллиона как минимум.


Как правило, специализированные сайты, не желающие себе проблем, создают специальный фильтр, который не пропускает подобного рода объявления. В нашем же случае нарушение допустили обе стороны: человек, подавший рекламу, и сайт, опубликовавший ее.


Правда, особо гадалок–то и не наказывают. Отсюда и засилье ворожей в глобальной сети. К тому же выловить и доказать, что объявление размещал тот человек, чей телефон в нем указан, трудно.


Непросто оценить и масштабы угрозы, которую несут в себе медиумы. В МВД ответили, что проблема носит латентный характер. Жертвы прорицателей не обращаются в милицию, если их обманули. Прийти с заявлением — значит признать себя облапошенным. Впрочем, и уличить гадалку в мошенничестве проблематично, ведь люди добровольно расстаются с собственными деньгами.


Сниму последнюю рубаху


— В Беларуси документально подтверждена деятельность 384 целителей, экстрасенсов, астрологов, магов, колдунов, эниопсихологов, биокорректоров, гадалок, — комментирует ситуацию руководитель отдела по вопросам новых религиозных движений Минской Епархии Белорусского экзархата доктор теологии Венского университета Владимир Мартинович. — И это лишь те, кто засветился в рекламе, листовках, интернете.


Чтобы представлять реальное количество медиумов, умножайте цифру надвое. Многие свою деятельность широко не афишируют, работают только по рекомендации проверенных клиентов.


Получается, ни запреты, ни наказания их не берут. Часовой сеанс гаданий потянет в среднем на 20 долларов, по телефону дешевле — 50 тысяч. Привороты–отвороты котируются дороже — от 50 до 120 долларов. С такими расценками любой штраф можно отбить за пару сеансов. О том, какие суммы крутятся в слаженном бизнесе, можно только догадываться.


Да и народная тропа к гадалкам не зарастает. Поход к ним для многих сродни визиту к психологу. Только у квалифицированного специалиста лечиться долго и дорого, а у прорицателей в большинстве случаев — быстро и бюджетно. Куда удобнее переложить проблемы на плечи целителей, нежели самостоятельно разбираться в них.


Насколько в таком случае эффективен запрет рекламы? В.Мартинович считает, что он приводит лишь к тому, что колдуны и ворожеи могут прятаться, но магическую деятельность не свернут. А лучшим двигателем торговли станет сарафанное радио.


Кстати, проблема доморощенных прорицателей характерна и для Европы, где развита целая магиндустрия. Только причины разнятся.


— В нашем случае засилье колдунов вызвано 70–летним периодом атеизма, за это время люди вернулись к так называемым примитивным формам религиозности, — объясняет предпосылки народной любви к «потусторонней» помощи В.Мартинович. — За рубежом тенденция вызвана ослаблением влияния церкви на общество. Позиция, что религия должна идти отдельным от государства путем, привела к падению духовного уровня населения. И, как следствие, стала причиной массового паломничества на сеансы к различного рода прорицателям.


Несмотря на отсутствие каких–либо конкретных цифр насчет пострадавших от обмана доверчивых граждан, Мартинович уверен: проблема существует. В Православную Церковь постоянно обращаются люди, отчаявшиеся и доведенные до крайней степени депрессии различного рода прорицателями. Ведь один человек через 10 минут забудет гадалкин прогноз, другой понесет последнее, чтобы снять «порчу».


Парадоксален и другой факт. Несмотря на то что Беларусь является рекордсменом по количеству врачей — 53,6 на 1.000 населения и занимает 5–е место в мире, многие при малейших проблемах со здоровьем ищут не медицинскую помощь, а бабку–шептуху. И не Средневековье на дворе, а люди верят, что закопанная в полночь на распутье дорог заговоренная лисья лапка избавит от болезни, вернет любимого и привлечет удачу.


Запреты рекламы подобного рода услуг свою службу сослужили: парадный вход перекрыли, а «нечисть» настырно полезла через черный. Можно, конечно, найти на них управу и в интернете. Однако, думается, стоит бороться с самой болезнью, а не с ее симптомами.

 

По каким законам должен работать маг?

Автор публикации: Елена АНИСКИНА

Фото: Александр СТАДУБ

←В России белорусы предпочитают покупать автомобили стоимостью от 25 тысяч долларов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика