Куда Беларусь зовет туристов — в казино или на природу?
Прорекламировать целую страну — задача изначально непростая, требующая уникальных решений и оригинального визуального представления. Большинство из уже существующих имиджевых видеороликов, рекламирующих деловой и туристический потенциал Беларуси, этим условиям не соответствуют. Свежий пример — ролик, снятый по заказу Национального агентства по туризму.
Исполнитель заказа компания «БелМедиаПродакшн» добросовестно выполнила требования клиента и вместила в минуту экранного времени все объекты туристической и развлекательной инфраструктуры страны, указанные в тендерном задании. Возможно, это максимум, что можно было сделать на выделенные 40 млн. рублей, но какое представление о нашей стране сложится у иностранцев после просмотра такого видео?
Руководитель портала Marketing.ByСергей Скороход считает, что скромный бюджет и обилие объектов, которые должны были появиться в ролике согласно техническому заданию, привели к использованию большого количества штампов, а «Беларусь представлена неким таким борделем, где казино, доступные девушки. Дальше природа и стандартный набор: зубры, гончар, лозоплетение».
«Возникает вопрос — правильно ли была поставлена задача заказчиком, не слишком ли много было целей для одного ролика, — отмечает эксперт. — И какова цель Национального агентства по туризму — привлечь туриста в минские казино или на природу?»
Маркетолог, генеральный директор Центра стратегического развития Анатолий Акантинов также отмечает, что цели и задачи ролика вызывают вопросы: «Если хотели привлечь зарубежного туриста, то какого? Россиянин, приезжающий в наш санаторий — это один турист, а бизнесмен из Великобритании — совсем другой. И за редким исключением им не может быть интересно одно и то же. Если роликом хотели поднять имидж Беларуси внутри страны, показать, какие мы хорошие — другое дело».
Тем более, отмечает Анатолий Акантинов, сегодня уже никого не удивишь ни лозоплетением, ни гончарством: «Именно это использует и Украина, и многие российские регионы для привлечения туристов. В результате мы остаемся незаметными и теряемся на общем фоне».
Чтобы представить Беларусь более эффективно, необходим не один ролик, а несколько в зависимости от того, на кого он нацелен и что хочет показать — природу, инвестиционные возможности или что-то еще, отмечает эксперт: «Тогда можно было бы объяснить, что один продукт рассчитан на одну аудиторию, а другой — на другую, и всё будет логично».
Как считает рекламист Юлия Ляшкевич, даже в существующих финансовых условиях можно было снять более качественный продукт, тем более что «речь идет о средствах налогоплательщиков».
Если вести речь не о технике исполнения, а об идее, то, говорит Юлия Ляшкевич, в данном ролике ее нет: «Здесь нет человека, который может приехать в Беларусь и получить свое впечатление, нет настоящей жизни, а есть отдельные люди в каких-то ролях. Задача рекламиста заключается в том, чтобы найти эту историю. Не может быть, чтобы в стране ее не было. Нужно думать об этом. Ролик на любую тему можно сделать интересно, а можно скучно».
В качестве положительного примера белорусской имиджевой рекламы Лешкевич привела видеоролик «Беларусь: один день из жизни», снятый студией «Карамболь» по заказу Министерства иностранных дел Беларуси.
Ролик выполнен в технологии цейтраферной съемки в движении. Видеофильм представляет зрителю небольшие отрывки из жизни современной Беларуси. Сюжет начитается с раннего утра на живописном белорусском озере, развивается в демонстрации будней страны и после ярких огней вечернего города заканчивается ночной иллюминацией Национальной библиотеки.
Сергей Скороход считает, что необходимо кардинально пересмотреть подходы к созданию подобного рода визуальной продукции. Позиционирование страны требует большой работы, отмечает эксперт.
«Нужно задаться вопросом, — говорит он, — кто мы, что продаем? Oпределиться, другими словами. Беларусь позиционирует себя как казино, как промышленную державу или экологически чистую территорию?».
Сергей Скороход считает, что наша проблема в том, что с имиджем страны в Беларуси не определились. «Нас сдерживает в развитии, в том числе в определении имиджа, советское даже не прошлое, а настоящее», — считает он.
Елена СПАСЮК