Белорусский «терминатор» готов за три месяца любому сделать фигуру
Сотрудник подразделения милиции специального назначения полка ППСМ УВД Гомельского облисполкома Сергей Матусевич стал абсолютным чемпионом в категории «Atletic-1». «Ежедневник» встретился с ним в спортзале и узнал, сколько стоит его фигура.
– Почему, собственно, бодибилдинг?
– Ну, начинал-то я с других видов. Два с половиной года занимался борьбой: вольной, затем дзюдо. Но потом получил травму, которая, так сказать, поставила крест на татами. Также пробовал легкую атлетику, пятиборье. Понял – это не мое. Я тяжести люблю тягать. К тому же, когда я начинал, в 1995 году, бодибилдинг в Беларуси переживал расцвет. Ходить в «качалку» было модным, народу в зале – не протолкнуться. А вот с теоретической базой было туго – приходилось копировать чужие методики, которые выискивал в специализированных журналах. Со временем что-то добавлял, корректировал, в общем – набивал шишки собственным лбом.
– И много набил?
– Прилично. Самая распространенная ошибка, которую новички допускают и сейчас, многие из них просто «перекачиваются», тренируясь 5-6 раз в неделю по 2-3 часа. То есть, грубо говоря, пришел и пошел пахать: 20 подходов на бицепс, 20 – на трицепс... В результате мышцы просто не успевают восстанавливаться.
Поначалу я тоже шел по этому пути. Тогда казалось, что чем больше – тем лучше. И действительно, эффект был – быстро набрал массу, но потом из-за перегрузок произошел застой, из которого пришлось очень долго выходить.
– А как же опыт кумиров? Помнится, как раз тогда ребята из «качалок» боготворили Арнольда Шварценеггера…
– Шварценеггера я уважаю, как личность, как человека, который, начав с нуля, добился всего. Но, что касается культуризма, моим кумиром он никогда не был. Да, я пробовал заниматься по его системе, принцип которой сводится к одному: «в спортзале нужно пахать, как лошадь». Но ничего кроме бешеной усталости не ощутил. Мне даже кажется, если б Арнольд занимался в два раза меньше, то стал бы втрое больше. Конечно, для тех лет он был выдающимся спортсменом, но в современном бодибилдинге совсем другие подходы. Сейчас меньше времени уходит непосредственно на тренировки, а больше внимания уделяется полноценному отдыху и питанию.
А вообще, что касается тренировок, тут все очень индивидуально: кому-то пошло, кому-то нет. Лично я окончательно выработал свою методику только через 14 лет тренировок. Сейчас вот планирую поступать в магистратуру Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины и писать научную работу на тему планирования тренировочного процесса при подготовке к соревнованиям по бодибилдингу. Надеюсь, она поможет спортсменам не наступать на «те же грабли». Научный подход это, на самом деле, очень важно. Кстати, хочу сказать спасибо преподавателю физиологии спорта из ГГУ Сергею Витальевичу Катовенко. Уже на третьи соревнования он помогает мне готовиться, и каждый раз я выхожу на сцену с меньшим весом и в лучшей форме.
– К «граблям», очевидно, стоит отнести и чрезмерное увлечение стероидами?
– Тут тоже самое – главное все использовать с умом. Не шпиговать себя под завязку, а применять именно когда нужно. Бодибилдерам, которые выходят на серьезный, соревновательный уровень, следует подбирать препараты в течение нескольких лет. На самом деле у них много и положительных свойств, но все почему-то привыкли говорить лишь о негативных. «Профессиональная» спортивная фармакология оказывает минимальное влияние на здоровье. Это очень дорогие, качественные препараты, которые у нас даже сложно достать.
Первый аргумент, который обычно приводят, – влияние на гормональную систему. Мол, все «качки» – импотенты. К сведенью – у меня трое детей, слава Богу, здоровых. Все – пацаны.
– Какие еще стереотипные суждения о бодибилдерах в ходу?
– Ну, например, о том, что наши мышцы – просто дутые, а реальной физической силы нет. Как нас иногда называют пауэрлифтеры и тяжелоатлеты – «надувные матрасы». Хотя если убрать у тех же пауэрлифтеров их амуницию: резиновые майки, комбинезоны и бинты, которые дают существенную прибавку в результатах, окажется, что веса они тягают не больше, чем мы.
Еще один, уже положительный, но все-таки миф – о том, что если ты «накачанный», то должен и драться уметь, как Валуев, и бегать, как марафонец. А на самом-то деле универсальных спортсменов не бывает. Хотя, уже тягая железо, я пробегал стометровку за 11,2 сек. Неделю потренироваться и сейчас в 12 вложусь.
Ну, а некоторые заявляют просто: все качки – тупые уроды. Им ведь проще думать так, сидя с пивком и рыбкой на лавочке, чем пойти в спортзал и попробовать хоть как-то поработать над собой.
– Наверное, чтобы таких было меньше, нужно вернуть бодибилдингу былую популярность. Как думаешь, реально вновь «раскрутить» этот вид спорта?
– А зачем? Кому надо – тот занимается. Кому, извините за мой плохой английский, не насрать на свой внешний вид, и кто хочет выглядеть мужчиной не только по половым признакам, тот не ложится на диван, а идет тренироваться. И это, разумеется, применительно не только к бодибилдингу, но и к занятию спортом в целом.
– Занятие бодибилдингом на серьезном уровне – дорогое удовольствие?
– Да, недешевое. И это, кстати, одна из причин, по которой сошла на нет его популярность. Главная статья расходов – качественное питание. Допустим, в период «сушки» – качественной подгонки форм к выступлениям, нужно съедать около килограмма куриного филе в день. Представь, в какую сумму это будет обходиться. Плюс спортивное питание, смеси, витамины…
Бодибилдинг – это ведь не просто спорт, а скорее – образ жизни, позволить который себе могут, в основном, состоявшиеся, преуспевшие люди, имеющие стабильный хороший доход. Те, для кого тренировки как бы часть имиджа, ну, и, конечно, чтобы нравиться женщинам не только бампером своего «Лексуса», но и формой бицепса тоже.
– Выходит, начать заниматься можно лет в 40? А есть ли смысл в таком возрасте?
– Да начать можно и в 50 лет. Я могу помочь человеку такого возраста за 3 года «сделать» фигуру, которой будут завидовать двадцатилетние любители пива. Причем без допингов, с минимальным использованием спортивного питания, просто с грамотным подходом, ну и, конечно, при наличии желания самого «субъекта». Из-под палки никто работать не будет. За три месяца, разумеется, даже «пляжный чемпионат» не выиграть, для ощутимого результата требуется минимум – 2-3 года работы. Но за это время можно без всяких анаболических стероидов нарастить 8-10 килограмм качественной мышечной массы, которая очень сильно изменит фигуру.
– Не рассматривал на будущее бизнес-план, скажем, по открытию собственного тренажерного зала?
– Все уже подсчитано – это невыгодно. Аренда помещения, тренажеры, налоги, кредит, который обязательно понадобится на развитие… В общем, большого дохода не получишь. Да и менталитет у наших людей, к сожалению, не такой, чтобы они массово стремились в спортзалы.
– Пресловутый Шварценеггер свои первые миллионы заработал именно на поприще культуризма…
– Я понял, к чему ты. У нас это невозможно. Суди сам: чемпионат Беларуси не оплачивается вообще, за второе место на прошлогоднем чемпионате России я получил 5000 рублей. Этого как раз хватило, чтобы окупить дорогу. В России более-менее приличные призовые фонды есть тогда, когда соревнования спонсируют нефте-газовые компании. Они устраивают шоу и платят, чтобы привлечь на него известных спортсменов.
К тому же, не забывай, Арнольд сделал карьеру в Америке, где и по сей день самый высокий уровень развития бодибилдинга. Они даже не ездят на чемпионаты мира, потому что уровень чемпионата США на порядок выше. Там есть спонсоры, в подготовку спортсмена вкладывают средства, но ты им нужен первым. Если не будешь первым – тебе в этом деле не место. В Штатах, в отличие от Европы, оплачиваются все турниры. Там это шоу, участникам которого платят деньги. У нас же наоборот – мы сами платим, чтобы попасть на сцену.
– А в каких условиях тренируется абсолютный чемпион мира?
– В таких же, как все. (Улыбается). В основном, тренируюсь на работе – в полку. Приезжаю за час до начала смены и занимаюсь. Конечно, для милицейского спортзала оснащение очень даже ничего, но для профессионального уровня – оставляет желать лучшего.
Даже наши минские, не говоря уже о гомельских, тренажерные залы сильно проигрывают зарубежным. На чемпионате в Казани я зашел в их зал «Динамит-жим» и посмотрел, где занимается мой основной конкурент. Честно говоря, я вообще удивился, как смог его выиграть...
Часть тренировок провожу здесь – в спорткомплексе завода «Гомсельмаш». Условия – сам увидишь, но выбирать особо не приходится, поэтому довольствуемся тем, что есть.
***
Интерьер зала, в котором занимаются братья-атлеты и другие «спортсмены-силовики», и впрямь, мягко говоря, нуждается в реставрации. С середины 90-ых здесь ничего не изменилось. То же касается обшарпанного инвентаря, часть которого – гантели кустарного производства, изготовленные умельцами в заводских цехах…
Впрочем, этот невзрачный фон лишь подчеркивает, что наши парни – Сергей Матусевич и его брат Роман Кульчик – бодибилдеры, которым ничто не мешает.