В центре Минска происходит историческая фальсификация
Специалисты Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры возмущены ходом реставрационных работ в комплексе зданий монастыря бернардинцев. По их словам, аутентичная конструкция памятника 17 века тотально уничтожается.
Комплекс зданий бывшего монастыря бернардинцев 17-19 веков, в который входит костел, жилой корпус, флигель, торговые ряды, ограждение, который расположен в историческом центре Минска, является недвижимой материальной историко-культурной ценностью и внесен в Список памятников истории и культуры республиканского значения.
Сегодня эти здания находятся на балансе КУП "Минская спадчына", по заказу которой с 2007 года КУП "Минскпроект" занимается реконструкцией строений с приспособлением под гостиничный комплекс и объектами социально-бытового назначения.
- На сегодняшний день реализация проектных предложений "Минскпроект" привела к нарушению аутентичной объемно-планировочной структуры зданий. Памятники архитектуры тотально разрушаются, а то, что возводится, не соответствует историческим документам. Фактически, происходит фальсификация, - рассказал «Ежедневнику» Антон Астапович, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.
Вопрос варварской реконструкции древнейшего памятника Минска обсуждался в рамках третьей практической конференции «Реконструкция и реставрация зданий и сооружений. Современные технологии и энергоэффективные решения».
Для предотвращения потери исторической планировочной структуры застройки монастырского двора Общество охраны памятников не однократно предлагало ряд перспективных корректировок в проектно-сметную документацию.
Эти корректировки позволили бы сохранить историческую структуру двора, отказаться от построения экономически неоправданной подземной автостоянки, выполнить восстановление зданий и сооружений в строгом соответствии с законодательством, методиками и материалами комплексных научных изысканий. Однако, все они были отклонены.
В марте этого года председатель Общества охраны памятников Антон Астапович смог попасть на строительную площадку в Верхнем городе, на которой полным ходом идет приспособление ансамбля бывшего монастыря на площади Свободы под гостиничный комплекс. Зафиксированные им на фото методы перестройки, осуществляемой в стенах архитектурного памятника XVII века, вызывают у реставраторов шок.
Председатель Общества охраны памятников отмечает ряд грубых исторических фальсификаций в том, как идет реконструкция объектов.
При проведении земляных работ под паркинг и заезд в него уничтожена большая часть исторических архитектурных конструкций, которые находились в культурном слое. При создании музея в нем будет экспонироваться не аутентичность, а муляж, фальсификация.
Благоустройство внутреннего дворового пространства бывшего монастыря не будет соответствовать проведенным научным исследованиям, а будет определяться большим количеством современного материала - гранит, плитка тротуарная.
Помимо этого там запроектированы стилизованные малые архитектурные формы, которые, по существу, также будут фальсифицировать внешний вид историко-культурной ценности.
Строители уничтожили сводчатые перекрытия в коридорах. Это не только недопустимо в таком ценном историческом здании, но и попросту опасно, так как снижает несущие способности стен.
Не добавляет зданию прочности и то, что в стенах без учета конструктивных особенностей пробили штрабы для гостиничных коммуникаций – водопровода и канализации. Это привело к повреждениям каменных сводов, декоративных стеновых ниш, оконных и дверных перемычек и других аутентичных деталей и конструкций интерьеров монастыря.
Наиболее значительное сооружение ансамбля - жилой корпус монастыря по ул. Кирилла и Мефодия, 6, во внутридворовом пространстве будет иметь внешние лифтовые шахты.
- Это при том, что лифт абсолютно не функционален из-за своего расположения и запроектирован только для выдержки нормативов 4-х звездного отеля, - отмечает Антон Астапович.
При выполнении интерьерных работ идет формирование сантехнических кабин в помещениях памятника из кирпича с монолитным перекрытием, что дополнительно нагружает и ослабляет каменные своды.
Уже в марте 2012 выявлены многочисленные трещины в сводах из-за необоснованного увеличения нагрузки.
Самой большой потерей является разрушение сводчатых перекрытий 17 века в коридоре в одном из боковых крыльев жилого корпуса монастыря и замена их на монолитное перекрытие, а также практически стопроцентная закладка интерьерных ниш и топочных печных проемов.
- Эти ниши создавали неповторимое восприятие монастырского аутентичного интерьера, - говорит Антон Астапович. – А теперь здание похоже на типичную больничку, а не на исторический памятник.
Согласно материалу комплексных научных исследований и инженерно-технических исследований была рекомендация их сохранить, но они разрушены и сделан монолит.
Председатель общества охраны памятников утверждает, что практически все потери аутентичных элементов и конструкций проходят при поддержке и по согласованию Министерства культуры Республики Беларусь, при отсутствии реакции Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и благодаря позиции Мингорисполкома.
Весь процесс реконструкции направлен не на бережное и научно-обоснованное обращение с памятниками архитектуры, а на реализацию освоения финансовых средств и выполнения работ в жесткие директивные сроки к чемпионату мира по хоккею 2014 года.