Интернет-магазины обяжут принимать безнал
С 4 июля в 2012 года в Беларуси вступает в силу постановление Совета министров №291, согласно которому интернет-магазины обязаны будут предложить потребителю хотя бы один дистанционный способ перечисления денег за товар.
Как сообщила газете «Рэспублика», заместитель министра торговли Ирина Наркевич, после вступления в силу постановления Совмина, скорее всего с 4 июля ИП пойдут по пути наименьшего сопротивления и предложат своим покупателям сходить в сберкассу или на почту, рассчитывая, что клиенты не захотят платить за эквайринг банку.
«Допускаю, что такое может случиться. Но важен первый шаг: потребитель ведь в данном случае, по крайней мере, сможет выбирать. Как только клиенты начнут более активно выбирать дистанционные формы оплаты, магазины вынуждены будут более активно использовать такие инструменты, ведь в противном случае они не смогут конкурировать с другими магазинами», -- заявила Ирина Наркевич.
Кроме того, с 4 июля впервые на постсоветском пространстве вводятся требования об обязательном размещении на главной странице торгового сайта исчерпывающей информации о продавце, образца торгового чека, координат регулирующего органа, в который может обратиться потребитель за защитой своих прав. Информация о товаре должна будет доводиться до покупателя через каталоги, проспекты, рекламу, буклеты, фотографии или иные информационные источники.
По словам Ирины Наркевич, принятие постановления – это следующий шаг к тому, чтобы сделать интернет-торговлю цивилизованной и сократить количество нарушений законодательства.
«Мы провели большой мониторинг интернет-торговли, за месяц проверили 105 магазинов. В итоге в 65 из них, а это 62 %, были выявлены нарушения. К примеру, УНН сейчас практически все указывают, уже привыкли, а вот юридический адрес своей организации не указали 32 магазина. А ведь это важная информация! Гарантийный срок на товар — 34 нарушения. Согласно нормам белорусского законодательства гарантийный срок составляет 3 года, а у нас интернет-магазины в данном вопросе решают кто во что горазд — месяц, два. Сведения об изготовителе или импортере — выявлено 50 нарушений. Сведения о госрегистрации «забыли» указать 29 магазинов, время своей работы — 22 магазина, реальные цены и условия оплаты — 23 магазина. Об этом можно поговорить отдельно. Развивая интернет-торговлю, важно обеспечить наличие товара в течение рабочего времени. Зачастую звонишь в магазин и выясняешь, что товара, который заявлен на сайте, попросту нет». – рассказала Ирина Наркевич.
Из 65 магазинов, в которых были найдены нарушения, не зарегистрированы в Торговом реестре 17. То есть они работают нелегально. С 4 июля Минторг сможет применить к ним меры административного воздействия.
Немало претензий у Минторга и в отношении установленных цен. В соответствии с Гражданским кодексом они могут указываться в условных единицах, но почему в стационарных магазинах этого нет? Нередки случаи, когда продавцы вообще забывают указывать цены в национальной валюте, при этом курс доллара устанавливают не по Нацбанку, а свой и в итоге вводят потребителя в заблуждение.
«Мы в Минторге, кстати, всерьез рассматриваем инициативу запретить интернет-магазинам указывать цены не в белорусских рублях. Эта мера также будет дисциплинировать виртуальную торговлю», -- заявила Ирина Наркевич.