Школьники, выше голову
Скоро прозвенит последний звонок, а педагогов, учеников и их родителей уже интересуют изменения, которые грядут с сентября. Одно из главных нововведений: обязательный устный выпускной экзамен по иностранному языку. Он покажет, насколько беглая у ребят разговорная речь. Кстати, в этом году в некоторых школах провели такой эксперимент. И, по словам заместителя министра образования Казимира Фарино, результаты очень порадовали: дети воспринимают иностранную речь совсем на другом уровне, чем раньше.
Разумеется, уровень знаний напрямую зависит от главного инструмента школьника — книги. С количеством здесь все в порядке: новые учебники подготовлены для учеников 3 — 11–х классов, по всем предметам к 1 сентября планируют издать 192 наименования учебной литературы на сумму более 69 миллиардов рублей. Но у педагогов и родителей много претензий к качеству учебников. Одна из них — «материал недоступен и проблематичен для восприятия». Вот и репетитор Евгений Ливянт считает, что в нынешних пособиях немало недостатков. Тут и неправильные ответы, и опечатки в условиях задач, и ошибки в объяснении материала. Очевидна и несогласованность учебных программ. К примеру, в учебнике по физике шестиклассникам излагают материал с помощью отрицательных степеней, которые ребята к этому моменту еще не проходили. Евгений Ливянт напоминает практику советских времен: «Авторами учебников тогда выступали академики, которые писали методическую литературу в рабочее время, а не по вечерам и выходным, и получали за это высокую зарплату.
По сути, это был конкурс институтов, и при такой конкуренции количество ошибок в книгах было мизерным».
Казимир Фарино считает, что это вообще труд тяжелый: «Наша национальная школа книгоиздания только развивается, и мы надеемся, что с каждым годом качество учебников будет все лучше». На сайте Национального института образования уже появился форум «Качество учебников». Подскажите, предлагают чиновники, мы учтем!
Еще одна новация — в новом учебном году предполагается усовершенствовать систему финансирования: в своем нынешнем виде она не стимулирует экономить бюджетные средства. «Ресурсы на оплату труда учреждению выделяются согласно штатному расписанию, которое не зависит от количества учеников в классе и в учреждении образования в целом», — считает министр образования Сергей Маскевич. А надо бы наоборот: чтобы финансирование шло вслед за учеником, чтобы за его внимание учителя боролись. За прототип взяли не так давно стартовавший московский эксперимент. Но спешить здесь нельзя — такого мнения придерживается Владимир Зданович, председатель Комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Палаты представителей. Ведь вопросов возникает множество. Скажем, что положить в основу критериев оценки работы как учебного заведения в целом, так и каждого педагога? Мнение учащихся и родителей? Мол, нравится учитель одному ученику — пойдут к нему и другие дети? Да, в городской школе доходы возрастут, а следом за ними и зарплата учителя. А как в сельской местности, где нет такой конкуренции? Все эти нюансы нужно учесть, прежде чем запускать новый механизм финансирования.
Автор публикации: Ольга ПАСИЯК
Фото: Александр РУЖЕЧКА