Без консервантов
Что важнее: сохранить аутентичность народной культуры или сделать ее востребованной в современном обществе?
Как-то в магазине придирчивая покупательница все расспрашивала продавца о качестве продукта. И в последнюю очередь задала вопрос о наличии в нем консервантов. Услышав отрицательный ответ, удовлетворенно направилась к кассе рассчитываться за покупку...
Кому-то аналогия покажется странной, но эта простенькая бытовая картинка возникла в памяти после прошедшего недавно в Могилеве представительного международного форума “Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества”. Ученые, фольклористы, специалисты по культуре из России, Украины, Литвы, Азербайджана, Армении, Молдовы вместе с белорусскими коллегами обсуждали проблемы сохранения культурного наследия предков, его популяризации. Важность поднятых вопросов не вызывает сомнений. Ведь сбережение, разумное унаследование того, что создано талантом поколений, неотделимо от формирования устойчивого национального самосознания, патриотизма.
Ознакомившись, как эти проблемы разрешаются на Могилевщине, зарубежные гости были единодушны: в этом регионе Беларуси делается очень многое для того, чтобы ныне живущие сохранили песни, обряды, ремесла, созданные здесь. И не только сохранили, но как историческую эстафетную палочку передали последующим поколениям.
Однако прозвучали на форуме и весьма категоричные мнения, особенно из уст научных работников, что фольклор в его первозданном виде, т. е. в том, в каком он родился в давно прошедшую эпоху, умирает. Он, мол, никому не нужен, кроме узкого круга специалистов-ученых. А молодежь и вообще никак не воспринимает наследие предков.
По большому счету, мнение это не лишено оснований. Однако где найти тот социальный “консервант”, который смог бы в мельчайших подробностях сохранить художественные и прикладные образцы творчества далеких поколений, чтобы в первозданном виде они были восприняты нынешним?
Нынче трудно представить, тем более увидеть, кроме как в этнографических музеях, женщину в одеянии крестьянки XVII века. Хотя дамы не прочь пощеголять в сапогах-ботфортах времен Петра Великого, но, конечно, в интерпретации современной моды. И свадебные песни, масленичные гулянья сейчас не те. Но они есть! Это — главное. А с такими строгими подходами к сохранению первозданности можно вычеркнуть из фольклорно-песенной культуры русского белоруса Владимира Мулявина с его легендарным ансамблем “Песняры”, который как никто иной много сделал для сохранения белорусского песенного наследия. Вычеркнуть лишь потому, что музыкант аранжировал старинные национальные песни не под историческую дудку, а для исполнения на современных музыкальных инструментах.
...Как-то пришлось долго и на различные темы беседовать с девушками-баптистками. Об их вере, о том, как они пришли к ней. О том, как проходят службы, чтобы понять их отличие от принятого в традиционном христианстве порядка. Так вот, девушки рассказали, что свои религиозные песни (заметьте, не традиционные псалмы, а современного содержания) они поют в сопровождении инструментального ансамбля с полным набором электроники. И подумалось, что, наверное, одна из причин живучести их веры в том и состоит, что она находит современные формы донесения своей сути до сознания людей, чем и привлекает к себе молодежь.
А на пресс-конференции после форума ответа, как заинтересовать молодежь искусством и обычаями предков, не нашлось. Зато прозвучало мнение, что, мол, во всех неудачах при разрешении этой проблемы виноваты средства массовой информации, которые в погоне за собственной популярностью зачастую отдают приоритет псевдоценностям, снижают планку требовательности к формированию художественных вкусов. Привожу этот факт не для того, чтобы защитить честь мундира. Тем более что и среди специалистов на пресс-конференции нашлись те, кто записал прессу в активные союзники по пропаганде народного творчества и сохранению культурного наследия, а не в противники. Просто подумалось, что жизнь на месте не удержать, также не удержать запросы людей, их интересы. И подходить к делу с позиции неизменного консервирования всего исторически проверенного, не искать новых форм и методов популяризации — значит обречь дело на заведомый провал. Потребитель, — а это мы с вами, наши дети и внуки, — хочет видеть ценности традиционной культуры в современной “упаковке” и без “консервантов”. Как та покупательница в гастрономе. Ведь куда важнее содержание этого наследия, его патриотический, нравственный, социальный заряд, чем форма, — приемлемая в былые времена, но никак не согласующаяся с современностью.