Кровавая правда Тяньаньмэня
Беспорядки 1989 года в Китае на известной площади Тяньаньмень вошли в историю Китая как попытка совершить "перестройку" и либерализировать систему. Однако мирная демонстрация переросла в беспорядки и разгон протестующих силами армии.
Май 1989 г. мне запомнился, помимо прочего, постоянными репортажами по ТВ о студенческих протестах на главной пекинской площади Тяньанмэнь, пишет блогер goutsoullac. В начале июня митингующие были разогнаны армейскими частями. С тех пор название этой площади в западных (и не только западных) странах стало нарицательным для кровавого подавления тоталитарным режимом мирного гражданского протеста (англ. Tiananmen Massacre).
Фотографическим символом этой концепции (историогемы) стал снимок под названием "Неизвестный бунтарь" (или Tank Man) - неизвестный человек с авоськой целых полчаса сдерживал колонну танков:
В апреле 1998 г. американский журнал «Time» включил «Неизвестного бунтаря» в список 100 самых влиятельных людей XX века.
Гораздо меньше известны другие кадры событий, с горящей бронетехникой на улицах Пекина:
Сначала немного о предыстории событий.
Начиная с 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина начали проводиться экономические и политические реформы, которые привели к постепенному внедрению рыночной экономики и некоторой политической либерализации, которая ослабила систему, установленную главным теоретиком китайского коммунизма Мао Цзэдуном.
Некоторые студенты и часть интеллигенции полагали, что реформы зашли недостаточно далеко и что Китай должен преобразовать свою политическую систему в сторону либерализации, введения демократических свобод по западному образцу. Другая часть китайского общества была обеспокоена социальными последствиями рыночных реформ и особенно нарастающей коррупцией в партийно-государственном аппарате.
Непосредственным поводом к началу протестов на площади Тяньаньмэнь послужила внезапная смерть 15 апреля 1989 г. бывшего генсека КПК Ху Яобана, отправленного в отставку ещё в 1987 г. за излишний либерализм и откровенные призывы к «быстрой реформе» (это был, своего рода, "китайский Ельцин").
Основные выступления проходили на площади Тяньаньмэнь в Пекине с 27 апреля по 4 июня. Протестующие разбили палаточный лагерь на площади, традиционно используемой как место массовых протестов против властей, и оставались в нём более месяца:
Негласную материальную поддержку протестующим оказывали сторонники Чжао Цзыяна в партийных структурах. Состав участников протестов был крайне неоднороден, а требования их эклектичны и противоречивы: от интеллектуалов, полагавших, что правительство погрязло в коррупции и управляет страной тоталитарными методами, требовавших решительного продолжения реформ, до городских рабочих, считавших, что реформы в Китае зашли слишком далеко и возникшая в результате высокая инфляция и безработица угрожает им и их семьям.
Значительную часть составляли студенты.
Интересно, что часть протестующих осудила попытку экстремистов запятнать краской портрет Мао Цзэдуна, выставленный на мавзолее, и передали их самих властям для наказания.
После того как участники протестов неоднократно отказались подчиниться призывам правительства разойтись, 20 мая в городе было введено военное положение.
В конце месяца было принято принципиальное решение разогнать протестующих силой.
Утром 3 июня невооружённые части НОАК пытались войти на площадь, но были отброшены:
Первый трофей:
3 июня поздно вечером в Пекин вошли армейские подразделения с танками:
Демонстранты, понимая, что дело приняло серьезный оборот, выстраивали на подъездах к площади баррикады из автомашин и общественного транспорта.
При подходе к площади войска встретили вооружённое сопротивление, доходящее до открытых вооруженных столкновений, особенно ожесточенное на южном и западном подступах к Тяньаньмэнь.
Булыжник - оружие манифестанта:
Однако у демонстрантов имелись и другие средства на случай танковой атаки.
После того, как танки НОАК под обстрелом пробивались через баррикады из автобусов, грузовиков и тракторов, другие демонстранты использовали стальные балки из колесоотбойников, чтобы разрушить гусеницы бронетехники. Когда машины оказывались обездвиженными таким образом, протестующие взбирались на броню и закрывали воздухозаборники двигателей одеялами, пропитанными бензином, которые поджигали:
Брошенная техника препятствовала дальшейшему продвижению НОАК:
20 августа 1991 г. эта сцена повторится в Москве, но уже совсем с другими последствиями:
Просто дежавю:
Снова сцена, словно у Белого Дома в августе 1991 г.:
Временный успех пекинских повстанцев:
Танки под ногами восставших:
Однако уже днём 4 июня сопротивление было подавлено армией, которая уже не церемонилась с инсургентами.
Самый страшный снимок - раздавленный танком велосипедист:
Вероятно, именно он стал идеей для памятника жертвам Тяньаньмэня, открытого в польском Вроцлаве в 1999 г.:
При этом сама площадь была очищена без стрельбы и сопротивления, так как в результате переговоров оставшимся на ней к тому моменту протестующим был обеспечен коридор на беспрепятственный выход.
Тяньаньмэнь под контролем:
Китайское правительство заявляло о 242 жертвах, но не выпустило список погибших. В различных западных источниках фигурируют оценочные цифры от нескольких сот до 10.000 погибших.
После подавления протестов правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников протестов, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ. Многие активисты протестного движения бежали за рубеж, особенно в Гонконг.
События вызвали волну международного осуждения правительства КНР, следствием чего стали различные санкции и другие меры в отношении Китая. Для восстановления международного имиджа КНР потребовалось около 10 лет.
Сегодня события 1989 г. в массовом сознании воспринимаются как жестокая бойня безоружных демонстрантов и при слове "Тяньаньмэнь" всплавает образ знаменитого снимка Джеффа Виднера "Одинокий бунтарь":
Не так давно Лего выпустило конструктор на эту тему: