Морское взаимодействие на русском языке
В Китае заметно изменились взгляды на политические отношения с Россией.
В Желтом море прошли российско-китайские военно-морские учения «Морское взаимодействие – 2012». С российской стороны в них приняли участие 4 боевых корабля Тихоокеанского флота ВМФ РФ (ракетный крейсер «Варяг» и 3 больших противолодочных корабля) и 3 вспомогательных судна, с китайской – 11 боевых кораблей Северного флота ВМС НОАК (2 подлодки, 4 эсминца, 5 фрегатов, в том числе 1 подлодка и 2 эсминца – российской постройки), несколько вспомогательных судов, боевые самолеты.
Предыдущие совместные учения ТОФ РФ и ВМС КНР «Мирная миссия – 2005» проводились 7 лет назад. Предложение о проведении нынешних учений внесла российская сторона во время прошлогоднего визита начальника Генштаба НОАК Чэнь Бинде в Москву. Однако в тот момент, по сути, никакого ответа китайской стороной дано не было. За прошедший период ситуация, по-видимому, определенным образом изменилась.
Во-первых, в российско-китайских отношениях стала все более явно намечаться некоторая стагнация. Несмотря на декларации о стратегическом партнерстве и беспрецедентно хороших отношениях, становилось все менее ясно, в чем конкретно все это выражается. Причем особенно заметной стала эта стагнация в военной и военно-технической областях: закупки Китаем российских вооружений практически прекратились, совместные учения стали носить все более ограниченный и формальный характер. Поэтому необходимо было проведение какого-нибудь мероприятия, демонстрирующего, что никакого застоя нет, а есть дальнейшее развитие и укрепление отношений стратегического партнерства и взаимодействия.
Во-вторых, в российско-китайских отношениях наметилось явное напряжение в связи с началом разработки «Газпромом» месторождений углеводородов на вьетнамском шельфе Южно-Китайского моря, который Пекин, вопреки всем нормам международного права, считает своим. В Китае действия «Газпрома» расценили не как деятельность частной компании, а как действия официальной Москвы, носящие не только экономический, но и политический характер. Таким образом, Россия открыто заняла антикитайскую позицию по крайне чувствительной для Китая проблеме, причем это произошло впервые за весь постсоветский период. Возможно, совместные учения отчасти должны были смягчить впечатление от этого конфликта.
В-третьих, изменилась общая геополитическая ситуация. До последнего времени Китай с явным пренебрежением смотрел на испытывающую серьезные проблемы Россию, которую все больше начинал воспринимать в лучшем случае как младшего партнера. Соответственно, в Пекине все больше проникались уверенностью в том, что российско-китайские отношения гораздо больше нужны России, чем Китаю, а для Китая важнее развивать отношения с США. Именно китайско-американские отношения официальные лица в Пекине стали называть «главными двусторонними отношениями в мире». Однако в последнее время в России произошло определенное восстановление военного и экономического потенциала. С другой стороны, в Китае наметилось замедление темпов экономического роста и серьезно обострилась борьба за власть накануне XVIII съезда КПК. Главное же в том, что Вашингтон впервые практически открыто провозгласил главной целью своей внешней политики сдерживание Китая, в то время как Россия в качестве противника США не рассматривается. Особенно показательно то, что это произошло при президенте Обаме, которого по американским меркам можно считать пацифистом. США начали развертывание контингента морской пехоты в Австралии и впервые за долгое время проводят совместные учения с Филиппинами. В результате в Пекине, по-видимому, возникло понимание того, что Китаю хорошие отношения с Россией нужны не меньше, чем России – отношения с Китаем. Соответственно, совместные маневры должны стать символом их развития и укрепления.
Говоря о военно-морских учениях, надо иметь в виду, что в учениях могут присутствовать в разных пропорциях как военная, так и мирная составляющие. Под военной составляющей подразумевается отработка реальных боевых действий против ВМС, авиации, сил береговой обороны потенциального противника. Мирная составляющая включает отработку разнообразных поисково-спасательных и миротворческих операций, борьбу с пиратством и контрабандой. После окончания холодной войны мирный вариант военно-морских учений стал доминирующим, их проводят буквально «все со всеми». В частности, ВМФ РФ многократно проводил и проводит подобного рода маневры совместно с флотами различных стран НАТО. Такие учения никого ни к чему не обязывают в политическом и военном плане и носят, по сути, пропагандистский характер. И лишь присутствие в учениях военной составляющей придает им практическое военно-политическое значение.
В учениях «Морское взаимодействие – 2012» присутствовали обе составляющие. Мирная составляющая включала поисково-спасательную операцию по оказанию помощи судну, терпящему бедствие, операцию по конвоированию судов и освобождению захваченного пиратами судна (тем более что оба флота уже имеют значительный опыт борьбы с пиратством у берегов Сомали). Что касается военной составляющей, она заключалась в форсировании опасного морского района, борьбе с подлодками и авиацией условного противника и нанесении поражения морским и воздушным целям различными видами оружия.
Взаимодействие между кораблями во время учения осуществлялось на русском языке. На борту российских кораблей в период проведения активной фазы учений находились наблюдатели от ВМС НОАК, а на борту китайских военных кораблей, соответственно, – наблюдатели от российской стороны. Предшествовал учениям праздничный концерт на главной базе китайского Северного флота в Циндао, завершились они военно-морским парадом.
До сего дня официальные лица в Китае постоянно подчеркивают, что отношения с Россией не являются союзническими и не направлены против какой-либо третьей стороны. В научных работах и на интернетовских форумах гораздо откровеннее говорилось о том, что в интересах Китая – если Россия будет противостоять американскому гегемонизму, а сам Китай останется в стороне, ничем России не помогая и развивая собственные отношения с США. Как выяснилось, подобная политика эффекта не дала, Вашингтон открыто заявил о том, кого теперь считает главным противником. Поэтому взгляд на Россию из Китая так быстро изменился. И на интернетовских форумах впервые появились высказывания о том, что Китаю следует установить с Россией союзнические отношения.