Учись учить
Рассказ об уникальной педагогической династии
Сегодня все чаще говорят: в педагоги идут, увы, далеко не лучшие. Профессия обесценивается, а уважение теряется. Но есть те, для кого учитель на пьедестале уже много лет. Меняются времена, ценности, но дети, внуки, правнуки неизменно идут учительствовать, не теряя любовь к ученикам и преданность к школе. Выбирают эту специальность не потому, что денежная или статусная, а потому, что лежит к ней душа. Как говорил Конфуций, выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни. Обладательница прошлогоднего «Хрустального журавля» Инесса Зубрилина — учитель английского языка в четвертом поколении. В их семейной династии — 16 педагогов!
Уроки от Янки Купалы
Прадед Ульян Федосович Новиков, основатель династии, учил первоклашек и был директором Мстиславской гимназии еще в 1922 году. Четверо его детей пошли уже проторенной дорожкой — в пединститут. Дед Инессы — Дмитрий Ульянович всю жизнь (43 года!) преподавал русский язык и литературу. Учителем истории стал и отец Владимир Дмитриевич. Но, пожалуй, основную роль в выборе профессии сыграла — самая знаменитая в династии — бабушка Евгения Ионовна, тоже учитель истории. Она родилась в деревне Левки Оршанского района и каждое лето проводила на даче у Янки Купалы, с семьей которого посчастливилось познакомиться в 1930–е годы. Это ее художники Тихонович и Давидович изобразили на картине «Я.Купала с колхозниками». Именно супруга поэта Владислава Францевна посоветовала Евгении поступать в Минск на учительские курсы. И во время учебы Евгения Ионовна даже жила в их доме, на месте которого сейчас находится литературный музей...
— Бабушка постоянно повторяла, что любить людей ее научил Купала. Это у нее была притча во языцех, — вспоминает Инесса. — Рассказывала, как перед самой войной не выплачивали стипендии студентам и не за что было купить бумаги. И она попросила у Купалы старые газеты, чтобы между строк писать конспекты. А он с супругой собрал сахар, хлеб, чай, свои бумаги–аркуши и отдал со словами: «Вот это все ты отнесешь в общежитие однокурсникам». Хотя сами жили скромно, запасов в доме никогда не было.
У Инессы, пожалуй, не было выбора: преподавательские флюиды она впитывала с рождения. Когда не с кем было оставить, родители приводили ее в школу, где преподавали дед и бабушка, и она коротала время на задней парте. Вместо сказок ей читали Чехова, а спать укладывали под задачки с иксами. К бабушке бывшие ученики приезжали со всей страны. И она ездила на 60–летие своего первого выпуска, когда самой уже было за 80!
«Дорогая стена!»
Впрочем, Инесса не сразу возвратилась в родную школу. Студенткой 4–го курса иняза она уже работала в консалтинговой фирме переводчиком.
— Но это было не мое, — говорит Инесса. — Поэтому, когда во время декретного отпуска вернулась домой, в Дятлово, и по стечению обстоятельств начала вести уроки в районной школе, поняла, что в Минск не вернусь. Я получала от работы такое удовольствие, что ни за какие деньги не хотела ее менять. И благодарна мужу, что остался со мной в маленьком городе, хотя здесь ему сложнее было себя реализовать.
Инесса признается, что никогда не было ощущения «ой, так все надоело». Школа — это перпетуум–мобиле, который заставляет постоянно находиться в движении и не дает стареть. Главная задача учителя на сегодня — заинтересовать. А если делать все очень скучно, то и сам потеряешь интерес к работе.
— Я помню свой первый урок на практике в минской гимназии. Тогда была апробация модели «Шаг за шагом», когда дети имеют абсолютно равные права с учителем, нет никакой субординации. В классе стоял самовар, печенье, напитки. И вот идет урок, я рассказываю старшеклассникам тему «Лондон». Тут один мальчишка встает и идет к самовару, ученица достает пилочку и начинает заниматься ногтями. Переполнилась моя чаша терпения, когда раздался телефонный звонок (а это были 90–е годы), парень достал из кармана телефон размером с кирпич и как ни в чем не бывало стал общаться: «Бабушка, привет, ты мне пирожков испекла?» Тут меня прорвало. Я развернулась спиной и начала на английском разговаривать со стеной: «Дорогая стена, эти дети настолько не уважают меня, не хотят меня слушать...» Они были в шоке. Потом называли меня подругой Гамлета, сравнивая мою тираду с монологом о бедном Йорике... Зато внимание было завоевано. И по сей день с некоторыми из них общаюсь по электронной почте, они меня увидели на конкурсе «Учитель года», вспомнили, нашли.
Классный рок
За 12 лет работы в школе, а затем в гимназии Дятлово Инесса Зубрилина накопила целый сундук всяких хитрых приемов. То принесет свои фотографии из путешествий по Европе, то снимки детей в фотошопе обработает: ученицу, мечтающую о Париже, изобразит на фоне Эйфелевой башни, кого–то — у Букингемского дворца. А на уроке задание: мол, смотрю, вы побывали в разных странах, а расскажите–ка, что видели...
— Был у меня класс — одни мальчишки, и у них своя рок–группа. По учебнику с ними работать было тяжело. Так я включала им «Скорпионс» и придумывала задания с текстами песен, исходя из темы урока: неопределенные артикли, неправильные глаголы, времена, аудирование... Настолько увлекла, что они мне писали список песен, которые им нужны, и мы по ним работали, — делится профессиональными секретами Инесса. — Еще одно «ноу–хау» — создала в интернете свой блог, где каждую неделю высказываюсь по поводу какого–нибудь события, будь то всемирный день здоровья или 100–летие гибели «Титаника», даю ссылки на видео, задаю какой–нибудь вопрос, а ученики комментируют. Все — на английском. И я была удивлена, когда мои физики–математики, из которых на уроке и слова не вытянешь, на сайте целые монологи писали.
У Инессы не бывает необучаемых. Для нее даже обычный лоботряс — это неординарный ученик, за внимание которого она с особым азартом будет бороться. Для нее это — как вызов. Она до вечера пропадает с детьми в школе, а дома, говорит ее муж, начинается третья смена — с компьютером. Потому что не может прийти к ученикам с пустыми руками. Она одной из первых в Дятловском районе стала использовать на уроках интерактивную доску. А это тоже требует подготовки: сама по себе доска не поет и не играет. Дома шкаф забит до отказа папками и книжками. Папа уже ворчит: мол, даже когда в доме было три учителя, не было столько макулатуры! А для Инессы просто невозможно повторить один и тот же урок. Ведь идешь от детей. А они — разные, и интересы у них меняются. И то, что использовал в одном классе, в другом уже не сработает.
В субботу ее дома вообще не застать: то они запускают с детьми воздушных змеев в память о Януше Корчаке, то рассылают рождественские открытки в школы разных стран мира, то ставят мюзикл, то смотрят на английском фильм про Робинзона Крузо. И в такие дни она часто вспоминает слова любимой бабушки, которая говорила, что чувствует вину перед собственными детьми, потому что больше занималась чужими.
Надо сломать стереотип
— Дети умеют гораздо больше, чем мы, — уверена «Учитель года 2011». — Американцы пришли к выводу, что начиная с 1977 года общий объем знаний мира каждые семь лет увеличивается в 2 раза. И как бы мы ни хотели, родители наши в чем–то не смогут догнать нас, а мы — своих детей. Поэтому сегодня учитель не нужен только для того, чтобы преподнести знания. Дети их и сами могут найти. Его задача — показать, где эти знания конкретно в жизни можно использовать, их необходимость и важность. Поэтому у меня с учениками партнерские отношения.
— По–вашему, почему дети сегодня мечтают быть кем угодно, только не школьным учителем?
— Мне кажется, во многом виноват стереотип, который создан в нашем обществе. В кино, ТВ, рекламе типичный образ учителя: гулька на макушке, очки на носу, сухонькая никому не интересная одинокая дама, ограниченная своими предметными интересами. Одним словом, карикатура. И этот стереотип диктует поведение. Плюс ко всему многие годы не совсем достойно оплачиваемый труд. Помню один пятиклашка, когда услышал, что я окончила школу с золотой медалью, посмотрел на меня с удивлением: «И что, вы больше ничего не могли себе найти, кроме как школу?» «А кто твой папа?» — спрашиваю. И он с гордостью отвечает: «А мой папа торгует мясом на базаре!» У детей немножко неправильные акценты. Это не их вина. Но если учитель улыбается, получает удовольствие от того, что делает, у него машина, квартира, он не одет в кофточку с вытянутыми локтями — дети его начинают иначе воспринимать. Этот никчемный образ зашуганного учителя — по–другому не назвать — нужно менять! Я счастлива, когда узнаю, что ученики пошли по моим стопам. Уже как минимум 15 учатся по моей специальности, значит, привила любовь и интерес к своему предмету.
— Ваш главный совет тому, кто сегодня выберет профессию учителя.
— Работа в школе — это большая преданность и отдача детям. И если ты не готов отдавать частичку себя и думать не столько о своем благе, своих плюсах, то идти в эту профессию не стоит, потому что будет очень сложно.
Автор публикации: Мария КУЧЕРОВА
Фото: Александр СТАДУБ