В Беларуси создается национальный углеродный рынок
В Беларуси возобновляется работа по созданию национального углеродного рынка.
Об этом Службе информации "ЕвроБеларуси" сообщил эксперт проекта ПРООН/ГЭФ "Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси" Александр Гребеньков.
Создание национальных и региональных углеродных рынков – мировой тренд. Углеродный рынок возникает при купле-продаже разрешений на выбросы и кредитов на уменьшение выбросов, чтобы позволить странам и отдельным компаниям выполнить свои обязательства по выбросам парниковых газов.
Какой механизм должен быть создан в Беларуси для стимулирования участия предприятий в сокращении выбросов парниковых газов? Каковы риски и проблемы создания национального и регионального углеродных рынков? Об этом шла речь на семинаре в формате круглого стола "Национальный, региональный и международный углеродный рынок как инструмент реализации стратегии устойчивого низкоуглеродного развития". Мероприятие было организовано Департаментом по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и экологическим товариществом "Зеленая сеть".
Как рассказал Александр Гребеньков, несколько лет назад в заинтересованных ведомствах Беларуси были созданы рабочие группы, которые занимались проектами совместного осуществления и климатической политикой. К сожалению, сейчас все это перестало работать, система распалась. Эксперт считает, что систему надо восстанавливать – обновлять знания, передавать опыт, общаться.
Поскольку углеродный рынок является добровольным, то нужно создать такие условия, в которых предприятия были бы заинтересованы в сокращении выбросов парниковых газов с выгодой как для себя, так и для государства.
Участниками рынка должны стать крупные предприятия энергетической и нефтехимической отрасли, промышленные, сельскохозяйственные предприятия и др.
- Цель создания национального углеродного рынка – сокращение издержек на выполнение мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов, на внедрение новых технологий, на повышение потенциала для реализации климатической политики, - объясняет Александр Гребеньков. – У одних предприятий удельные затраты на сокращение одной тонны выбросов могут быть очень большими. А у других предприятий или организаций эти затраты значительно меньше, т.е. простыми мерами они могут достичь большего эффекта. И здесь нужен определенный инструмент, который помог бы передать ресурсы одной компании, которая должна сократить выбросы парниковых газов, но у которой удельные затраты на это будут слишком высокие, той компании, у которой эти затраты маленькие, но эффект сразу может быть значительным. В результате первая компания, передавшая ресурсы, получит квоты на выбросы, а другая компания при помощи полученных ресурсов сможет уменьшить свои выбросы.
Национальный углеродный рынок – это инструмент обмена ресурсами и обмена квотами. В результате взаимодействия на этом рынке затраты компаний уменьшаются, а в целом для страны получается благоприятный экологический эффект в виде сокращения выбросов парниковых газов. В дальнейшем необходимо наладить связь с региональными углеродными рынками, например российским и украинским.
На сегодняшнем этапе создание национального углеродного рынка сталкивается с такими проблемами, как недостаток информации, отсутствие опыта и отсутствие законодательной базы в этой области.
Александр Гребеньков отметил, что начало создания углеродного рынка Беларуси должен положить подготовленный проект закона об охране климата. Например, в законопроекте предлагается включить в Беларуси механизмы углеродного финансирования, т.е. финансирование через механизмы обмена квотами и обмена ресурсами.