Любовь-морковь
Как приучить сельского школьника к труду на земле и получить от этого выгоду?
Недавно на Смоленщине довелось увидеть одну из тамошних достопримечательностей — бывшее имение княгини Марии Тенишевой. В нем находился музей, посвященный работавшей здесь в конце девятнадцатого столетия сельскохозяйственной школе для крестьянских детей. С удивлением узнал, что крестьянских детишек, как мальчиков, так и девочек, казалось бы, и так немало знавших о работе на земле, за господский счет обучали здесь научным основам ведения аграрных дел. Слушая увлекательный рассказ экскурсовода, подумал: “А как учат нынешних сельских школьников работе на земле? Умеют ли сегодняшние деревенские девчонки подоить корову, правильно и вовремя высадить в огороде рассаду, а мальчишки — сделать немудреные грядки?”
Вопрос более чем актуальный. Насмотревшись по телевидению и во всемирной паутине картинок о красивой жизни супермоделей и бомонда, сельские школьницы через одну мечтают о такой же судьбе для себя. И в этом ничего бы не было зазорного: каждый вправе выбирать жизненный путь. Но молодым людям невдомек, что талантами и способностями, дающими право на такую жизнь, обладают далеко не все. Что кому-то придется работать на земле, растить и убирать хлеб, ухаживать за скотиной, делать немало других, на первый взгляд, незначительных дел, которые тоже требуют если не выдающихся способностей, то уж точно навыков и умения.
К сожалению, интерес сельской ребятни к иной, городской жизни нередко поддерживают и их родители, оправдывая это своей логикой: мол, нам нелегко пришлось трудиться, так пусть хоть дети наши легче поживут...
Эту проблему как-то довелось обсуждать с руководителем отдела образования Круглянского района Владимиром Алехновичем. Во многом разделяя мое мнение, Владимир Адамович в то же время смотрит на вопрос оптимистично, по крайней мере, в отношении своего региона. И, как оказалось, имеет на то полное основание. Практически все учебные заведения в регионе, включая даже некоторые детские сады, имеют свои земельные участки, которые не только стали “классами на свежем воздухе”, где ребят на практике приучают к труду на земле, но и дают урожаи овощей, прекрасно вписывающихся в меню школьных столовых.
— Во всех сельских общеобразовательных и начальных школах, — рассказывает Алехнович, — включая и две школы районного центра, созданы специальные ученические бригады, работающие на земле. Те из них, кому пришкольных участков мало, по договору с сельхозкооперативами взяли в своеобразную аренду дополнительные земельные наделы. И во время важнейших сельскохозяйственных кампаний школьники всегда приходят на помощь взрослым.
В том, что юные земледельцы умеют много, приходилось неоднократно убеждаться на районных аграрных выставках, где они демонстрировали продукцию, выращенную своими руками. Далеко не на каждом колхозном поле можно увидеть такой величины свеклу, морковь, другие овощи. Ребята стараются соединять теоретические знания и собственное старание. В горячую же уборочную пору старшеклассников обязательно встретишь на комбайнах в качестве помощников комбайнеров, на зернотоках — подсобными рабочими.
— Сотрудничество школ с сельхозкооперативами и фермерскими хозяйствами приносит обоюдную выгоду, — убежден Владимир Алехнович. — В благодарность за помощь ребят аграрии предоставляют учебным заведениям технику для приведения в порядок пришкольных участков. Некоторые выделяют часть продукции школьным столовым, а это позволяет значительно удешевить обеды.
Надо заметить, экономический аспект здесь не менее важен. Школьники Круглянщины прошлой осенью вырастили и заготовили десятки тонн картофеля, столовой свеклы, капусты, моркови, лука, яблок и других овощей и фруктов, что позволило сэкономить 188 миллионов рублей бюджетных средств на организации школьного питания. При этом меню в столовых стало более калорийным и витаминизированным.
Да и деньги не потерялись. Половина их вернулась во все 24 учреждения образования района в виде современной компьютерной и множительной техники, музыкальных центров, цифровых фотоаппаратов и другого необходимого для лучшей организации учебно-воспитательного процесса оборудования.
— Вот такая у нас любовь-морковь получается, — и в шутку, и всерьез заключает Владимир Алехнович. — Наших девчат — выпускниц школ можно смело брать в жены. И красавицы они, и умелыми хозяйками будут...
Слишком все просто для современных условий жизни получается? Так ведь простую истину о том, что земля всех накормит, но на ней работать надо, еще никто не отменял...