Небо под прикрытием
Надежный щит
В конце прошлого года на вооружение 120-й зенитной ракетной бригады поступил российский комплекс пятого поколения “Тор-М2”, и сейчас ракетчики готовятся к первым боевым стрельбам на полигоне Ашулук.
“Такой техники нет ни в одной стране мира”, — с гордостью говорит командир бригады Роман Гончаренко. В одной машине и станция наведения, и станция обнаружения, и мощная боевая часть. Шутка ли, одна батарея ЗРК “Тор-М2” в составе четырех боевых машин в любое время суток способна одновременно поразить 16 целей (в том числе крылатых ракет и управляемых авиационных бомб), летящих с любых направлений со скоростью до 700 метров в секунду. Сама система практически полностью автоматизирована, участие человека сведено к минимуму. К концу текущего года в бригаду поступит еще одна батарея этих машин.
Только в полете живут самолеты
“Дежурное звено в воздух!” — лаконично скомандовал по рации командир 61-й истребительной авиабазы, полковник Александр Потехин. За считаные минуты МиГ-29 подготовили к выполнению боевого задания, и мощная машина с невообразимым ревом выруливает на “взлетку”.
— Последние два года летаем практически каждый день, — рассказывает заместитель командира авиаэскадрильи майор Андрей Плехневич. — Свой профессионализм наши летчики продемонстрировали в прошлом году на российском полигоне Ашулук, где безупречно выполнили пуски управляемых ракет по мишени М-6, а также провели воздушный “бой” на малых высотах против звена самолетов РФ.
Что касается самого МиГ-29, он по сей день остается одним из лучших реактивных истребителей четвертого поколения. Внутри новейшая начинка, например, спутниковая навигационная система “Глонасс”. Тяга двигателя истребителя превышает собственный вес машины. Это означает, что с работающим двигателем МиГ-29 может “стоять на хвосте”, а на больших высотах способен разогнаться до 2400 километров в час. Не так давно в Украине проводились совместные украинско-американские учения. Выяснилось, что по многим параметрам, по надежности, маневренности МиГ-29 превосходит американский аналог F-16.
Компетентно Единая региональная система ПВО Беларуси и России может послужить основой перспективной глобальной системы воздушно-космической обороны Организации Договора о коллективной безопасности. |
Разведка не дремлет
Ситуацию в небе контролируют на командном пункте 8-й радиотехнической бригады. В подземном бункере несколько компьютеров, во время дежурства расслабляться нельзя ни на минуту. Здесь же нам показали последнюю новейшую разработку белорусских специалистов — модернизированную радиолокационную станцию “Риф-Р”. Как рассказал оперативный дежурный, капитан Алексей Межуев, это фактически передвижной командный пункт, который может работать одновременно по 250 воздушным объектам. Станция способна обнаружить цель на высоте до 43 километров в радиусе до 1200 километров. Здесь могут увидеть самолет, взлетающий, например, в Берлине. Работа у радиотехников непростая. Им нужно знать назубок не только современное оружие других стран НАТО, но и характеристики миграции птиц — время перелета, направления, скорость и так далее.