Чтоб не пропасть по одиночке…
Игроки белорусского рынка туруслуг пока предпочитают работать порознь друг от друга
Ныне это уже конкретная тенденция: получение Беларусью права на проведение Чемпионата мира по хоккею в 2014 году стимулировало развитие туристической инфраструктуры страны. Только в столице к знаковому спортивному событию собираются возвести более десятка новых гостиниц, в Национальном аэропорту построят новую взлетно-посадочную полосу, важнейшие автодороги страны станут четырехполосными, а на их обочинах наконец-то появятся указатели на английском языке... Будут ли все эти блага способствовать увеличению денежных потоков от туризма в дальнейшем, по окончании баталий на льду — вот в чем вопрос. Ведь создать инфраструктуру — это одно, а эффективно использовать — совсем другое. Между тем эксперты констатируют: на отечественном рынке туристических услуг остается немало узких мест, одно из которых — отсутствие взаимодействия между его игроками. Белорусские туристические компании предпочитают выступать в «одиночном разряде».
Каждый сам за себя
Особенно остро вопрос недостатка в Беларуси надлежащего качества гостиниц и достойных объектов общественного питания встал в 2011 году, когда начались неурядицы на валютном рынке и многие турфирмы были вынуждены переориентироваться с выездного туризма на въездной. «Тогда выявилась масса проблем: качество гостиничного обслуживания, придорожного сервиса, недостаток кафе и ресторанов… Но самым слабым местом оказалось именно взаимодействие туристических компаний», — считает главный специалист отдела качества и учебно-аналитической работы Национального агентства по туризму Жанна Волокитина.
В большинстве стран мира участники рынка туристических услуг — гостиницы, туроператоры и фирмы, музеи, парки отдыха и развлечений, объекты придорожного сервиса — увязаны в едином процессе создания конкурентоспособного продукта. К примеру, турфирма, имеющая дисконт у своего партнера, будь то гостиница, музей, дегустационный зал, производство керамической посуды или ресторан, прокладывает маршрут так, чтобы провезти туристов по этим объектам. Схема проста, эффективна и выгодна для всех: инфраструктурные предприятия дают скидку турфирме и не беспокоятся, что завтра у них не будет туристов.
Отечественная же туриндустрия — скорее набор обособленных учреждений и организаций, которые порою не то что не сотрудничают, а оказывают друг другу откровенное противодействие. В частности, белорусские турфирмы сетуют: гостиницы не только не снижают стоимость номеров для них как «оптового покупателя», но и могут устанавливать цены более высокие, чем для иностранных компаний или индивидуальных туристов. Сомнительная логика «не получим ни копейки, но не уступим» больше смахивает на упрямство. «В регионах гостиницы пустуют на 75 %. Турфирма может обеспечить гарантированное заселение, если ей предоставят определенные скидки. Но на это руководство гостиниц если и соглашается, то только когда речь идет о большой группе туристов. В основном же отельеры держат цены насмерть, — говорит Жанна Волокитина. — Знаете, как удивляются белорусские участники наших выездных семинаров, когда сравнивают стоимость одной ночи в гостинице принимающей стороны с тем, во сколько им обошелся весь тур с проездом, проживанием, трехразовым питанием, услугами экскурсоводов и лекционными часами? Они видят цену номера, указанную на стойке администратора, перемножают ее на пять ночей и понимают, что размещаются в четырехзвездочной гостинице в центре Европы не за € 120, а за € 20. Почему? Потому что принимающая туркомпания имеет свою скидку в этой гостинице».
Почему такие очевидные плюсы сотрудничества не подвигают игроков белорусского рынка туристических услуг к более тесному взаимодействию? Многие основным препятствием называют законодательство, однако объяснение, которое лежит на поверхности, — это незрелость отечественной туристической отрасли. «В Европе туризм развивается не двадцать пять лет, а две сотни, и там очень хорошо научились зарабатывать на этих услугах деньги, — говорит начальник отдела качества и учебно-аналитической работы Национального агентства по туризму Светлана Числова. — Мы еще только начали движение в этом направлении, но, надо признать, многое уже получилось. И у нас появились гостиницы, которые применяют гибкую ценовую политику и, к примеру, могут продать номер повышенной комфортности по цене обычного. Когда начнется настоящая конкуренция, все поймут, что сотрудничество с туроператорами — спасательный круг».
Туристический «общак»
Развитию индустрии гостеприимства в значительной степени будет способствовать недавно созданная Белорусская гостиничная ассоциация, считают эксперты. Однако пока нельзя сказать, чтобы отельеры массово вступали в ее ряды. «Минску это не очень интересно: директора столичных гостиниц могут решить свою проблему в Мингорисполкоме. Ассоциация более привлекательна для региональных отелей. В небольших городах до сих пор много ведомственных гостиниц, которые финансируются по остаточному принципу и выглядят прескверно. Это недопустимо. Ведь о городе часто судят по гостинице, и печально слышать: у вас как был «совок», так и остался», — говорит председатель БГА Лариса Николаева.
В Национальном агентстве по туризму уверены, что только общая заинтересованность в продвижении гостиничной ассоциации позволит ей эффективно выполнять свои функции. «Пока складывается ощущение, что гостиницы заняли выжидательную позицию и пытаются оценить, что они получат от того, что сделают другие. Но участники ассоциации должны активно взаимодействовать, рождать мысли и идеи, обсуждать проблемы, привлекать хороших юристов и экономистов, а не отсиживаться в стороне. Грубо говоря, ассоциация — это «общак», куда вкладывают деньги для решения общих проблем, а именно для создания комфортных условий выживания гостиниц, повышения квалификации персонала, улучшения нормативного поля, — говорит Светлана Числова. — О необходимости такой организации можно было бы рассуждать, если бы это было чем-то совершенно новым. Но ведь гостиничные ассоциации успешно работают во многих странах мира, так что эта практика однозначно положительная».
Специалисты агентства отмечают: все реже от зарубежных и своих туристов можно услышать, что «в Беларуси нечего смотреть». В стране есть что показывать, где селить и вкусно кормить. Но «заманивать» иностранцев нужно конкурентоспособными турами, качественным сервисом и комплексностью услуг. «Турист, живущий за тысячу километров от Беларуси, должен знать, зачем он сюда едет. Просто пожить в комфортном отеле — он и у себя поживет. Просто посмотреть на архитектуру в Мире или Несвиже — у них своих замков много. Гостям нужны яркие впечатления, чтобы все время пребывания здесь прожили полно и насыщенно и делились потом этими переживаниями со знакомыми, — считает Светлана Числова. — Желательно, чтобы на базе туристических объектов работали целостные программы и мероприятия. Какие — решать самим объектам с учетом их местоположения и специфики».