Рубить нельзя оставить

Источник материала:  
15.02.2012 — Разное
Рубить нельзя оставить

В редакцию поступил тревожный сигнал: в Гомельской области вдоль дорог идет повальная вырубка деревьев. “Деревья, независимо от их возраста, активно уничтожаются в направлениях Речица — Лоев, Речица — Хойники, — сообщил наш читатель. — Говорят, это делается для того, чтобы расширить площади пахотных земель. Правомерно ли это? Куда смотрят экологические службы?..”

Наводим порядок?

Как сообщили в Гомельском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, ежегодно облисполком и горрайисполкомы утверждают территориальные планы по благоустройству и наведению порядка на земле. Часть мероприятий как раз и связана с поддержанием порядка в лесах и придорожных полосах, включая санитарные рубки и рубки ухода. Например, за 2011 год лесохозяйственные учреждения Гомельской области “подчистили” почти 10 тысяч гектаров леса вдоль дорог, возле населенных пунктов, садоводческих товариществ, особо охраняемых природных территорий. От захламленности освобождено более 6,4 тысячи гектаров лесных насаждений. На площади 4,6 гектара проведены рубки промышленного пользования в стометровой полосе вдоль дорог.Как уточнил председатель Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег Акушко, относительно рубок в придорожных полосах магистралей Лоевского направления, а также вдоль автомобильной дороги Речица — Хойники есть специальные решения райисполкомов.

 Напоминаем, что незаконная вырубка зеленых насаждений — “удовольствие” недешевое. Повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста грозит браконьеру штрафом в 5—50 базовых величин (сейчас это от 175 тысяч до 1 миллиона 750 тысяч рублей).

Причины бывают разные

Даже ученые-ботаники признают, что рубки зеленых насаждений — процесс неизбежный. Ведь, как и любые другие живые организмы, деревья стареют, сохнут, подгнивают, обрастают кроной так, что корни перестают выдерживать мощную нагрузку. Все эти “старческие” признаки в конце концов могут угрожать нам с вами, если речь идет, например, о прилегающих к автомагистралям территориях. В любой момент прогнившее дерево может упасть, преградив дорогу, или, что еще хуже, свалиться прямо на движущуюся машину. Однако это, пожалуй, единственный случай, когда уничтожение деревьев вдоль дорог обоснованно, отмечает начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Минченко. При этом рубки не должны быть сплошными. На добрый толк надо избавляться только от опасных деревьев, иначе неизбежен как эстетический, так и экологический урон.Ученые добавляют: санитарные рубки проводиться должны, но ни в коем случае не ежегодно, а примерно один раз в пять лет.Кроме санитарных рубок в некоторых случаях придорожные полосы расчищают и по другим причинам. К примеру, для возврата земель в сельскохозяйственный оборот, при реконструкции и расширении дорог, строительстве новых автомагистралей.

Вместо одной проблемы — несколько

Вот только процесс благоустройства древостоев, в том числе и вдоль дорог, не должен приобретать стихийный характер. Несмотря на достаточно жесткие нормативные документы, регламентирующие санитарные рубки, к ликвидации каждого дерева в лесу нужно подходить индивидуально.— Зеленые насаждения препятствуют развитию процессов ветровой эрозии земель, предохраняют населенные пункты от пылевых бурь, сильных ветров, шума. Кроме того, они фильтруют воздух, сдерживают загрязнение почв тяжелыми металлами, — напоминает Наталья Минченко.  Кандидат биологических наук, директор Института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича НАН Беларуси Александр Пугачевский убежден, что вырубить часть деревьев — это то же самое, что “отрезать” от природы часть естественного воздушного фильтра. Хорошо, если лесной массив больших размеров — очистку воздуха возьмут на себя другие деревья. А если перед нами небольшой островок леса или вовсе узкая обсадка вдоль дороги? Такие истонченные лесополоски наиболее подвержены атаке ветровалов, снеголомов. Значит, не исключено, что в случае разгула стихии им понадобится не одна “чистка”. Что тогда останется?..— Радикальные вырубки, которые мы порой наблюдаем вдоль дорог, являются также прямой угрозой биологическому разнообразию, — отмечает Александр Пугачевский. — Ставится под угрозу существование отдельных популяций растений, занесенных в Красную книгу.Вторят ботаникам и зоологи: дорожные “санитары” разрушают дома отдельных видов птиц, лишают укрытий мелких зверей. Например, в придорожных насаждениях гнездятся зеленушки, жуланы, щеглы, прячутся ежи, зайцы.

С “привкусом” свинца

Кстати, наш читатель оказался прав: отдельные участки придорожных полос Лоевского и Речицкого направлений после вырубок будут использоваться в качестве сельхозплощадей. Тенденция такого придорожного освоения земель наметилась еще несколько лет назад. Однако экологи предостерегают: это может угрожать не только природе, но и напрямую человеку, его здоровью. — Как показывает практика, после проведения вырубки деревьев земли для выращивания сельскохозяйственной продукции распахиваются практически до края дороги. Это негативно сказывается на качестве продукции, которая здесь выращивается, — разъясняет Наталья Минченко. — Вместе с автомобильными выбросами в почву попадают самые разные химические соединения, среди которых нефтепродукты, соединения цинка, свинца и другие. Они имеют свойства накапливаться не только в верхних слоях почвы, но и в возделываемых сельхозкультурах, а затем попадают в наш организм.“Отвоевывать” у придорожного леса участки под распашку земель нецелесообразно еще и потому, что это дает совсем незначительное увеличение посевных площадей.

←Горела ясно, пока не погасла

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика