Паломничество в страну мистики

Источник материала:  
03.12.2011 — Разное

Паломничество в страну мистикиПутешествие к священной горе Кайлас в Тибете хранит немало загадок и открытий, утверждает известный белорусский путешественник Леонид Голубовский

Десять лет назад группа альпинистов во главе с ветераном движения заслуженным путешественником России белорусом Леонидом Голубовским совершила непростое восхождение на гору Арарат. И все же дошли, водрузили белорусский флаг на библейской вершине. Нынешним летом неутомимый путешественник отправился с друзьями-альпинистами — супругами Сергеем и Ниной Коняевыми из Молодечно и минчанкой Ольгой Щурок в таинственный Тибет, в район знаменитой горы Кайлас. Сюда, между прочим, безуспешно пытались попасть выдающийся российский путешественник Николай Пржевальский и великий художник Николай Рерих.

— Леонид Степанович, путешествие в Тибет — это то, о чем мечталось белорусским альпинистам все эти годы?

— Нас давно манили эти фантастические края — земля мифологической страны Шамбалы, якобы существовавшей на территории Тибета. Мы знали по опыту предыдущих путешествий, что восхождение потребует полной отдачи от каждого члена группы, хоть я и не новичок в горах, начинал восхождения в далеком 1962 году студентом Белорусского политехнического института. Кстати, я и мои товарищи дублировали действия актеров в знаменитом фильме «Вертикаль» с Владимиром Высоцким.

Так вот, любой, даже маломальский опыт, приобретенный нами, становился шагом вперед к намеченной цели. Как известно, в Тибет можно попасть тремя путями: с юга — через Непал и Индию, с востока — из Китая, и самый ненадежный — с севера — через Киргизию, Казахстан и Уйгурский автономный округ Китая. Мы ходили каждый год, исследовали наилучший маршрут предстоящего путешествия.

— Почему же так притягивает вас тибетский Кайлас?

— Кайлас не самая высокая гора в своем регионе — 6714 метров. Но она сама по себе уникальна: грани пирамидальной вершины ориентированы точно по сторонам света. Более того, Кайлас — сакральный символ Тибета, считается осью земли, средоточием мира, центром великих сил, управлявших развитием всех земных цивилизаций. Четыре мировые религии считают Кайлас священным местом. Кайлас и ледники — основа четырех священных рек Азии: Ганга, Инда, Сатледжа и Брахмапутра.

Здесь же, на Тибете, на высоте 4582 м, примерно в 30 километрах к югу от Кайласа, расположено достаточно глубокое (81,8 м) озеро Манасаровар — священное озеро с живой водой, первое, которое было сотворено в сознании Брахмы. Кстати, особенный в нем и состав воды: кислотность — 8,4 pH, содержание хлора — 18,2 мг/л, сульфаты — 44,0 мг/л, а нитратов нет и вовсе. Вокруг Манасаровара находятся горячие источники. Паломники совершают ритуальный обход озера протяженностью 104 км. Оказавшись на берегу, мы, не сговариваясь, окунулись — священная вода, она и в Тибете чудеса творит. Тибетцы-паломники, находившиеся рядом, улыбались, что, мол, только ваши делают это. Кстати, рядом с озером Манасаровар находится и не менее почитаемое мертвое озеро Ракшас тал, которое также обходят паломники, и расстояние это отнюдь не малое — 124 км. Ракшас тал — озеро соленое, Манасаровар — пресное, они связаны перешейком, но вода в озерах никогда не перемешивается. В Ракшас тал купаться строжайше запрещено, иначе, говорят тибетцы, не миновать трудноизлечимых болезней.

— И тем не менее вершина Кайлас так и осталась непокоренной альпинистами мира?

— Тибетцам явно не по нраву, что по священному месту могут проложить туристические маршруты. Хотите, говорят, — идите вместе с паломниками. Кайлас — вот уже пятое тысячелетие священная гора, место поклонения, поэтому и действуют многолетние запреты властей. Ни один альпинист не получил разрешения штурмовать Кайлас. Даже почти договорившаяся с властями испанская экспедиция была вынуждена отказаться от своего намерения после многочисленных протестов верующих и даже представительства ООН. Вероятно, есть и иные причины, неизвестные до сих пор непосвященным.

— Что же может скрывать вершина Кайласа?

— Есть много различных гипотез. Самая распространенная из них гласит о том, что мистическая гора имеет вход в подземную страну Шамбалу. Это суперцивилизация всех времен и народов: ее обитатели способны летать и не нуждаются в пище. Они якобы хранители достижений прежних цивилизаций, и не только обитавших на нашей планете. Так или иначе, но путь на вершину закрыт для всех.

— Вам осталась лишь кора — путь вокруг Кайласа. Что стоит за этим маршрутом в 52 километра, да еще на высоте почти 5 тысяч метров над уровнем моря?

— Во-первых, о такой возможности можно только мечтать, а если и удается участвовать, то это верх ожиданий. Учтите, кора — обход священного места — древняя ритуальная традиция в буддизме. Между прочим, освобождение от грехов ожидает всех, кто совершит обход Кайласа. И этого мнения придерживаются почти полтора миллиарда жителей нашей планеты.

Считается, что совершивший кору вокруг Кайласа 108 раз достигает нирваны и статуса святого во всех последующих воплощениях. Конечно, нам до этого уровня не добраться, а вот снять накопившиеся грехи всегда кстати.

Тропа начинается у поселка Дарчен. Долгий путь, да еще с поклажей по силам не каждому, а для белорусов это привычное дело. Может, шутили мы, и вправду работают партизанские гены. Впрочем, тысячи тибетцев также проходят его. И не только проходят: постоянно видели ползущих, идущих и одновременно сосредоточенно произносящих священные тексты — мантры. Сколько терпения и духовной силы необходимо в пути, и все для того, чтобы воспринять энергетический посыл Кайласа. Несмотря на то что мы представители иной культурной традиции, все же ощущение нахождения в пограничном слое, рядом с гигантским энергетическим океаном, воспринималось нами достаточно четко. И эта каменистая тропа, группы паломников, дальний звон колокола, шарканье ног, яркая синева неба и все более заметная нехватка кислорода. И уже не кажется бесконечным заунывное пение... Желающим, а они практически все иностранцы, нести поклажу помогут, разумеется, небесплатно. Здесь неподалеку дежурят носильщики или погонщик с вьючным яком. Однако кора проходит по каменистому плато, и идти надо самому и непременно пешком.

— Если судить по рассказам участников экспедиций к Кайласу, а среди них известные путешественники Александр Сельвачев и Эрнст Мулдашев, то на пути вокруг горы есть ряд примечательных мест.

— В основном они связаны с находящимися на пути монастырями и так называемыми ступами — сооружениями, напоминающими наши придорожные каплички. Тибетцы их чтят, а что до названий и толкования смысла каждого из них, то эта работа досталась исследователям и журналистам. Вот, например, некоторые из запомнившихся мест.

4740 м над уровнем моря — ТОЧКА ПРОСТИРАНИЯ — пролог коры, в этом месте паломники, оставляя подношения, припадают к земле, славя Кайлас.

ЧОРТЕН КАНГ-НИИ, по сути, начало коры. Здесь тибетцы проходят трижды по часовой стрелке вокруг ворот, заходят внутрь с молитвой, просят разрешения совершить кору, загадывают желание и делают ритуальную пирамидку. Сделали пирамидку и мы.

Как бы отрекаясь от прошлой жизни и в надежде на будущее, паломники оставляют у ворот что-то из своих вещей. И мы последовали их примеру.

Неподалеку — ТАРБОЧЕ — высокий столб для развешивания молитвенных лент и флажков с именами своих близких, с молитвой об их благополучии.

Высота 4820 м. ЧУКУ ГОМПА. Этот монастырь, один из наиболее известных и почитаемых, был построен примерно в XII веке нашей эры. В монастыре находятся три святыни: ракушка, особо почитаемый беломраморный Будда, который сам здесь чудесным образом проявился, и большой медный чан. Монах читает молитвы, дует в ракушку и прикладывает ее к голове паломника, попросившего благословения. Буддисты верят, что человек, получивший при жизни такое благословение, уже точно не попадет в ад. Недаром говорят: каждый по вере своей получит. Монах и нам в ракушку подул. А вдруг!..

— В описаниях путешествий, особенно у Эрнста Мулдашева, постоянно присутствуют так называемые каменные зеркала, каменные лазеры, ворота в Шамбалу и тому подобное. А вам удалось соприкоснуться с этими чудесами?

— Увы, может быть, наше воображение не настолько развито, но ничего подобного мы не встретили. Кстати, тибетцы — паломники и монахи — также ничего не могли нам сказать, а тем более показать упоминавшиеся Мулдашевым чудеса. Камни и скалы, достаточно однообразная картина пути, расцвеченная необычайно красивым видом Кайласа, не располагала к глазению по сторонам — смысл Коры в молитве и сосредоточенном размышлении.

— Путешественники, побывавшие на Кайласе, рассказывают о перерождении, обновлении своего тела, которое произошло во время коры.

— Можно и так описать состояние людей, совершивших достаточно трудный путь. Причем в условиях высокогорья. Само нахождение в массе объединенных единым стремлением людей невольно заражает, воздействует самими условиями прохождения коры — тысячелетиями намоленного пути.

Высота 5320 м. Еще одно интересное место, так называемое «кладбище» Шивацал. Как нам пояснили тибетцы, здесь самое время вспомнить о существовании ада, а это дает паломнику стимул к совершенствованию. На этом месте происходит условная смерть нашей души, она покидает тело, и весь последующий путь определяет, какой она будет у нас в дальнейшем. Паломники оставляют что-либо из одежды, пряди волос, как бы прощаясь с прошлой жизнью.

Высота 5860 м — самая высокая точка перевала. Между прочим, кавказский Эльбрус — 5642 м. А здесь это так, поворотный пункт. Считается, что на перевале нашей душе наконец дается новое энергетическое тело. Можно взять что-либо на память, например, камень, а можно просто загадать желание или оставить записку под грудой камней. По старой альпинистской традиции мы оставили записку в жестяной банке и прикрыли ее пирамидкой из камней. А еще вложили белорусский флаг, с которым мы прошли всю кору, и записку, где благодарили судьбу за подаренную возможность совершить путь обновления, просили мира, добра и благоденствия нашим близким и нашей стране.

Едва ли найдутся слова, которыми можно точно описать вновь обретенное состояние, так внезапно проявившееся и встревожившее. Нечто похожее бывает после сильной грозы, когда выглядывает солнце. Ты весь пронизан, словно купаешься в наэлектризованном воздухе, сердце полнится радостью и теплом, а ты все еще не осознаешь реальности события. Так завершилась наша кора.

Дальше — спуск, который мы, получившие отпущение всех грехов, переполняемые светлыми надеждами и ожиданиями, проделали с легким сердцем.

---------------------------------------------

От автора

Конечно, многие детали путешествия минчанина Леонида Голубовского в далекий Тибет не вместились в рамки данного рассказа. Но, поверьте, это путешествие стоило затраченных средств и усилий. По крайней мере, в этом убеждены сами путешественники, соприкоснувшиеся с тайнами Кайласа.

А исполнить сокровенное желание, я это знаю теперь наверняка, может позволить себе каждый. Не тяните с этим. Жизнь проходит, мы стареем, когда перестаем мечтать.

---------------------------------------------

На снимке: лето 2011 года. Путешественник Леонид ГОЛУБОВСКИЙ (в центре) с коллегами и местным проводником во время путешествия на Тибет.

Фото: архив Леонида Голубовского

←Лондон получил открытку из Тегерана

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика