Чисто совет

Источник материала:  
21.11.2011 — Разное


Оптимисты рыночной ориентации, полагавшие, что экономический кризис правительство станет лечить горьким, но эффективным лекарством - привлечением валюты за счет приватизации предприятий, - ошиблись. Год близится к концу, а по большинству заявленных крупных приватизационных сделок по-прежнему нет ясности.

Не известны претенденты на госдолю в «МТС», не согласована схема объединения МАЗа с КамАЗом. Палочка-выручалочка госбюджета и торгового баланса - «Беларуськалий» - за $30 млрд., похоже, никому не нужен. Разве что в «Белтрансгазе» государство готово уступить сособственнику «Газпрому» оставшиеся 50%, упрочив уверенность в том, что тот направит газовый поток транзитом по белорусской территории, а не по открывшимся альтернативным маршрутам - например, трубопроводу «Северный поток».

Почему не ладятся оставшиеся сделки, корреспондент «БелГазеты» выясняла у аналитика ИК «Финам» (РФ) по автопрому Алексея ЗАХАРОВА и аналитика «ТКБ Капитал» (РФ) по телекоммуникационному сектору Кирилла БАХТИНА.

АЛЕКСЕЙ ЗАХАРОВ: «ПОЛУЧИТСЯ ДВУХГОЛОВОЕ ЖИВОТНОЕ»

- Зачем белорусскому правительству повторная оценка МАЗа?

- Скорее всего, единственная причина в том, что первая оценка, сделанная независимой аудиторской компанией, показалась белорусской стороне заниженной. Если одну из сторон оценка аудитора не устраивает, именно она заказывает второй аудит, считая, что не учтены определенные параметры. Оценка разных аудиторских компаний может различаться, но вряд ли сильно.

- По официально не подтвержденной информации, Ernst&Young оценила активы МАЗа в $800 млн…

- Не скажу, что эта цифра меня удивила: слишком много параметров влияет на цену. Но, посмотрев на пол и потолок, могу сказать, что сумма могла бы быть и раза в 1,5 больше, а могла бы быть и меньше. Но, по моим ощущениям, цена несколько занижена.

- Почему итоговая цифра не оправдала ожиданий белорусской стороны?

- При оценке стоимости актива учитываются все риски, которые несет предприятие. Некоторая непредсказуемость политики руководства Беларуси, безусловно, является негативным фактором. Любая международная аудиторская команда это учитывает.

Оценка предприятия принимает в расчет доход, который оно будет приносить. В Минске могут сказать, что завод будет развиваться по плану А. Аудитор, задумчиво поковыряв в носу, скажет: «С реализацией этого плана ничего не выйдет. Они вынуждены будут реализовать план Б. И тогда экономические параметры производства будут другими» . Так, МАЗ интересен КамАЗу в первую очередь как потребитель его комплектующих. Оценка может делаться с учетом сохранения действующих поставщиков или покупки комплектующих КамАЗа. В зависимости от этого может меняться рентабельность производства, доходы и, как следствие, оценка.

- Один из сценариев объединения минского и камского заводов предполагает, что они вносят в СП активы на равные суммы. При этом в Беларуси заверяют, что не расстанутся более чем с 49% акций предприятия. Какую часть своих активов в этом случае должен будет внести в СП КамАЗ? И не будет ли это настолько незначительным пакетом, что жизнеспособность стратегического партнерства белорусского и российского автогигантов будет поставлена под вопрос?

- Представление о стоимости КамАЗа дает сделка по приобретению его пакета немецкой компанией Daimler AG [в 2008г. инвестор приобрел 10% акций производителя, заплатив $250 млн. сразу и взяв на себя обязательство внести еще $50 млн. до 2012г. В феврале 2010г. Daimler увеличил свою долю в акционерном капитале КамАЗа до 11%. Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития приобрел в пользу немецкого партнера еще 4% акций российской компании. - «БелГазета»]. Но надо учитывать, что Daimler слегка переплатил, т.к. для него важно было выйти на российский рынок.

Что же касается перспектив СП, то жизнеспособность любой конторы отнюдь не определяется стартовым капиталом. Известно немало проектов, которые начинались с грошей и раскручивались до астрономических сумм. Но названная вами схема маложизнеспособна. При ее реализации получится двухголовое животное - будут часто возникать моменты, когда левой голове захочется пойти в одну сторону, а правой - в другую. В результате они или разорвут шею, или стукнутся лбами. В том, что в Минске и Набережных Челнах одинаково смотрят на СП, у меня, мягко говоря, есть сомнения. Хозяин должен быть один. Жизнеспособной может быть схема продажи КамАЗу минского завода с сохранением за белорусским правительством золотой акции.

- Вам не кажется, что Беларусь просто хочет потянуть время, привлекая второго оценщика?

- Приглашение оценщика высокого уровня - это материальные затраты. Тянуть кота за хвост можно бесплатно.

КИРИЛЛ БАХТИН: «ЭКСТРЕННЫХ ПОПЫТОК ПРОДАТЬ МТС МЫ НЕ УВИДИМ»

- С чем связано отсутствие информации о потенциальных покупателях госдоли в МТС?

- Аукцион совершенно точно не может состояться, если не подано заявок. Если в Беларуси заявляют, что аукцион состоится, значит, минимум один претендент точно есть. Другое дело, что подача заявки не является обязательством купить пакет. Интереса к белорусской доле не очень много. Оценка белорусского актива завышена в 2 раза, если сравнивать с тем, как торгуются компании-аналоги на развивающихся рынках. К тому же макроэкономическая ситуация в Беларуси волнует инвесторов. Им важно, как оцениваются макроэкономические перспективы белорусской экономики и динамика обменного курса рубля. Любая неопределенность повышает риски.

- В разное время сообщалось, что интерес к активу проявляют и российские компании, и иранский оператор, и латвийский бизнес, и Казахстан, которому на правительственном уровне сделано предложение поучаствовать в аукционе…

- Сам по себе актив хороший. У него высокая рентабельность и большая доля рынка - около 56%. Российским операторам белорусский рынок в принципе интересен ввиду развитых деловых связей между странами, частого перемещения людей. Это дает хорошие перспективы для зарабатывания на роуминге.

- Как скоро окупится актив, если будет продан по предложенной Беларусью цене - за $1 млрд.?

- Мультипликатор соотношения инвестиций к прибыли на будущий год закладывается на уровне 8-9. По сути, столько лет составляет приемлемый для инвесторов срок окупаемости. Продажа доли в МТС по выдвинутой Беларусью цене означает, что окупаемость вложений составит 15-17 лет. Важно, как обстоит ситуация со средним чеком - происходит ли индексация тарифов на мобильную связь в связи с высокой инфляцией в вашей стране.

- Если запланированный на 1 декабря аукцион не состоится, белорусское государство согласится выставить актив по более низкой цене?

- Если книга заявок подписана, то конкурс, естественно, будет проведен 1 декабря. Если же продажа не состоится, то руководство Беларуси явно возьмет паузу на раздумье: дождаться лучших времен или предложить меньшую цену. Резких, экстренных попыток продать актив мы не увидим - даже этот аукцион готовился достаточно долго.

- Беларусь прорабатывает возможность привлечения российского кредита под залог акций одного из белорусских предприятий. Раз уж государство приняло решение выйти из МТС, может быть, стоило бы предложить российскому банку свой пакет?

- Думаю, при возникновении такого желания потребуется согласование с российским МТС, а он будет категорически против всяческого обременения.
←Студенческий криатифф…

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика