Корочки и книжечки
08.11.2011
—
Разное
Белорусские литераторы - как и многие другие представители творческой интеллигенции - делятся на чэсных и нячэсных . Приверженцы Союза писателей Беларуси (чэснага ) полностью поддерживают «политику, проводимую всенародно избранным президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко» . Выкормыши Союза белорусских писателей (нячэснага ), «разменявшие талант на зарубежные гранты, в своих опусах поливают грязью нашу страну» .
В пылу творческо-политической борьбы общественность как-то подзабыла, что в стране существует еще одно писательское объединение - Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь»: то ли потому, что всерьез его не воспринимает, то ли потому, что этот союз отстоит от политики на более приличное расстояние, нежели первые два. О том, из какого места на стволе чэснасцi-нячэснасцi произрастает «ветвь», корреспондент «БелГазеты»
Дмитрий РАСТАЕВ
http://belgazeta.by/20111131.43/010116521/попытался выяснить у председателя бобруйского отделения Беллитсоюза Василия МИРОНОВА.
- Чем отличается ваш союз от двух других писательских сообществ республики?
- На мой взгляд, «Полоцкая ветвь» более широко и свободно отражает всё, что видит и слышит вокруг себя, всё, что происходит в стране. По сравнению с Союзом писателей Беларуси мы более демократичны - там все-таки присутствует догмат власти. А власть творческому люду не всегда должна указывать своим перстом, что делать, а чего не делать. Люди творческие - люди особенные, они осмысляют происходящее несколько в ином свете, а потому не терпят административных указаний.
- А от «нячэснага» союза вы чем отличаетесь?
- Вообще всем. Если они - против, мы - за. Если оппозиция говорит, что всё надо сломать, всё надо поменять, мы так никогда не скажем. Мы любим свою страну. Вот лично я по рождению россиянин, но с девяти лет живу в Беларуси. И она мне столько дала, эта страна, что я влюблен в нее как в родную и не желаю ей никаких революций и потрясений, никаких оппозиций. Я хочу, чтобы она не просто процветала, но и вышла в мировые лидеры. Почему какая-то Швейцария или Финляндия имеют право называться высокоцивилизованными странами, а Беларусь - нет?
- То есть вы согласны с гневной отповедью президента в адрес «так называемых свядомых пiсьменнiкаў»?
- Слово писателя более значимо для обывателя, чем слово не пишущего человека. У нас еще с советских времен повелось так, что печатное слово значит немало, поэтому надо отвечать за то, что ты пишешь. Нельзя нести всякий бред, который у тебя там за ночь придумался. То, что ты переживаешь, - это одно дело, а то, что ты выплескиваешь такому количеству людей, - это уже надо думать, чем оно может сказаться.
- Президент не стал конкретизировать, но, может, вы подскажете, кто из «свядомых пiсьменнiкаў» грозится всё сломать и подстрекает молодежь «к бессмысленным бунтам»?
- Конкретные примеры по конкретным личностям? (Пауза. ) Я думаю, из настоящих писателей, работающих в литературе не год и не два, к бунту не толкает никто. Они могут выражать свою точку зрения, отличную от общепризнанной, могут даже идти вразрез с властью, но это не значит, что они толкают к бунту. Книга - это же не листовка, она не говорит: бери в руки колья и выходи на площадь - наоборот, книга призывает к раздумью. А читатель уже сам должен думать и делать выводы. Хотя кто-то может понять и так - что да, надо брать в руки колья.
- По мнению президента, востребованность сочинений, выдаваемых членами Союза писателей Беларуси, «остается серьезной проблемой». Как обстоит дело с востребованностью у литераторов «Полоцкой ветви»?
- Чтобы писателя признали, нужно время. У разных писателей разная читательская аудитория. Естественно, поэтические сборники находят путь к читателю не так быстро, как, скажем, романы Донцовой. Но сколько бы этих сборников ни издавалось, лишними они не станут. Некоммерческая литература будет востребована теми, кому она интересна, хотя этот круг, конечно, не так широк, как круг любителей детективов.
- Но вот в России, к примеру, востребована не только коммерческая литература. Взять того же Пелевина, или Прилепина, или Дмитрия Быкова…
- Безусловно, мы отстаем от России-матушки в этом вопросе. Но у нас несравнимы территории, несравнимы читательские массы. К тому же в России легче найти спонсора, там больше литературных союзов.
- А что вообще дает писателю членство в каком-то союзе? Помните сцену из «Мастера и Маргариты», слова Коровьева: «Чтобы убедиться в том, что Достоевский - писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение»?
- (Улыбается. ) Да, Достоевскому не нужно было удостоверение - и так было видно, что гений. Но в современном мире оно не помешает. Не буду говорить вокруг да около, скажу конкретно о себе. До вступления в Беллитсоюз я был просто любителем. Главное, что мне дало вступление, - я поднял свой уровень. Теперь я не могу сделать шаг назад и писать так, как я писал до вступления.
- Разве кроме союзного членства у писателя нет других стимулов к самосовершенствованию?
- Вступая в союз, ты вливаешься в совершенно новый для тебя круг людей - творческих и интересных. А до получения членской корочки ты чувствуешь себя как бы немножко в сторонке. До корочки ты не то чтобы чувствуешь себя человеком второго сорта, но все равно на уровень ниже. Когда же ты получаешь эту корочку и становишься на один уровень с «богами литературного Олимпа», то чувство гордости да, есть. Это нормальное чувство.
- А какие книги вы сами читаете?
- Может, кому-то это покажется смешным, но мне нравится «Гарри Поттер». Я прочел все семь книг, хотя никому в этом не признаюсь. (Смеется. ) Кстати, за рубежом эту книгу выпускают в блеклых серых обложках - специально для взрослых читателей, которые стыдятся своего интереса к ней. А чего стыдиться? Я считаю, что это уникальный феномен: благодаря своей «поттериане» Джоан Роулинг вернула детям интерес к книгам.
СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ».Василий Миронов родился в 1958г. в Нижнем Тагиле. В 1969г. вместе с родителями переехал в Беларусь. В 1977г. окончил Бобруйское художественное училище по специальности «краснодеревщик». Работает художником-оформителем в ОАО «Фандок». Издал сборник стихов «Жизнь или что-то вроде того». В сентябре 2011г. избран председателем Бобруйского регионального отделения Беллитсоюза «Полоцкая ветвь». Его рассказ «Майка» стал победителем конкурса «Литературная Вена-2011» в номинации «Проза».