Разумное, доброе, вечное

Источник материала:  
30.09.2011 — Разное

Уже 20 лет в нашей стране выбирают лучшего учителя года. Буквально сегодня стало известно имя самого достойного педагога, обладателя главной награды - статуэтки "Хрустальный журавль" - в нынешнем, девятом по счету конкурсе. , учительницу английского языка гимназии # 1 города Дятлово, жюри выбрало из 10.000 участников! Символично, что о своей победе конкурсантка узнала, стоя на сцене концертного зала Минского государственного лингвистического университета: именно здесь 10 лет назад она получила красный диплом. Инесса Владимировна - тринадцатая в семейной педагогической династии. Еще ее прадед был директором гимназии, а потому профессия победительницы нынешнего конкурса была предопределена. Пока учительница из Дятлово, которой ближайшие несколько лет предстоит быть лицом отечественного образования, принимает поздравления и примеряет на себя новый ответственный статус. А как потом складывается судьба лучших из лучших? Задавшись вопросом, корреспондент "СБ" решил заглянуть на урок белорусской литературы к одному из победителей прошлого конкурса - Валентину Коноплеву, прошедшему за это короткое время путь от простого учителя до директора СШ # 126 г. Минска.


...Пятый "А" готовится к занятию по развитию речи. В классе веселая неразбериха, стучат портфели, шелестят учебники. Каждый занят своим делом: кто-то старательно перечитывает домашнее задание, кто-то с серьезным видом обсуждает футбол, кто-то дремлет, уткнувшись головой в парту. Но вот раздается звонок, в класс входит Валентин Николаевич. И куда только делась вся эта кутерьма? Ребята вытянулись в струнку, ловят каждое слово учителя. Что же им сказать? Как сделать урок интересным? Самое главное, уверен Валентин Николаевич, всегда оставаться добродушным:


- Забудьте о крике. Дети, словно лакмусовая бумажка, все чувствуют и немедленно дают ответную реакцию. Если ты на них голос повышаешь, они делают то же самое.


И это не сухая теория. Начав урок, Валентин Николаевич сначала расскажет, чем предстоит заняться, а потом лукаво улыбнется и неожиданно спросит: "А чаго чакаеце ад урока вы?" "Выдатных адзнак!" - шутит кто-то на задней парте.


Вообще-то тема сегодня серьезная, патриотическая: "Мой чаро+ны беларускi край..." Но ведь не так-то просто заговорить с 11-летними детьми о преданности, долге, любви. Помогает творческий подход. Например, можно послушать прямо на уроке нашу классику, любимые всеми "Мой родны кут", "Жура+лi на Палессе ляцяць", "Бацько+скi зруб" в исполнении "Песняро+". Или поиграть в "отгадай слово" - в пятом классе у ребят еще небольшой белорусский словарный запас, но такая "лексiчная хвiлiнка" им очень нравится. Каждый старается первым угадать, что же за слово такое на букву "п" загадал учитель. "Патрыет"!


И как Валентину Николаевичу удается так ладить с детьми? На самом деле секрет прост: он в своей семье самый старший, всегда сидел с братишкой и сестренкой, помогал с домашними заданиями, подсказывал. В общем, еще в детстве решил: вырастет - будет учителем. И даже сейчас, хоть и директор школы, без уроков белорусского языка и литературы никак не может:


- Заходишь в класс, закрываешь дверь - и 45 минут твои! На мой взгляд, работать в школе и не вести уроки просто невозможно. К тому же всегда надо быть в курсе новшеств, не терять сноровку. Вообще, школа дарит мне столько приятных волнительных минут - 1 сентября, последний звонок, выпускной...


В свое время на конкурсе "Учитель года" самым сложным для Валентина Николаевича было провести два урока в незнакомом классе: тему первого участники выбирали сами, а второго - определял жребий. Домашней заготовкой нашего героя был "Речевой этикет". Он поставил будильник на мобильном так, чтобы телефон зазвонил в самом начале урока. Представьте удивление учеников, когда в кармане учителя звучит рингтон, а он спокойно поднимает трубку и делает вид, что разговаривает, причем на помеси русского и белорусского! Такого наглого учителя школьники еще не видели! Но когда Валентин Николаевич назвал тему урока, все встало на свои места. Занятие наверняка запомнилось, а образ "дрэнна выхаванага наста+нiка" станет поучительным примером на будущее.


С тех пор Валентин Николаевич решил не снижать планку, и сегодня он активный участник клуба "Хрустальный журавль" - объединения лучших педагогов всех конкурсов, которые постоянно проводят мастер-классы, открытые уроки, ездят по стране, чтобы передавать опыт молодым.


...Урок в 5 "А" подходит к концу. Звучит последний вопрос: "Якой будзе наша школа + будучым?" "Вось каб з'явiлася такое прыстасаванне: надзе+ на галаву - +рок сам i вывучы+ся", - с тихой надеждой произносит парнишка за первой партой. Ребята, смеясь, подхватывают: "Усе ручкi самi будуць выпра+ляць памылкi!", "Будзе шмат футбольных пал$+, басейна+ у кожнай школе!", "Замест падручнiка+ - айпады!" Между прочим, представления малышей о школе будущего не так уж и далеки от действительности (кроме самопишущих ручек, конечно). Бассейн и футбольное поле - дело уже практически привычное. А в некоторых школах ученики листают уже не бумажные страницы учебников, а электронные. Но никакая техника не заменит честного и любящего учителя с большой буквы, не по профессии - по призванию.

 

Кстати


В этом году в финал конкурса "Учитель года" прошел 21 человек, из них 18 женщин. Средний возраст участников - 36,5 года, самому старшему - 47, а самому молодому - 29. Средний стаж педагогов - 15 лет.


Справка "СБ"


За всю историю конкурса победителями становились учитель химии СШ # 10 г. Барановичи Владимир Дедков, преподаватель пения СШ # 62 г. Минска Сергей Лепешкин, учитель физики СШ # 49 г. Минска Валерий Гербутов, преподаватель физики СШ # 1 г. Дрогичина Владимир Зданович, учитель истории СШ # 2 г. Ошмяны Валентина Гинчук, преподаватель географии Ланской СШ Вадим Шпетный, учитель информатики Могилевского областного лицея Игорь Якименко, преподаватель биологии гимназии # 4 г. Сморгонь Ирина Клевец, директор СШ # 2 г. Ганцевичи Юрий

Автор публикации: Полина ШУМИЦКАЯ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Центр внешкольной работы в Будо-Кошелеве

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика