Пред небесами все равны

Источник материала:  
12.09.2011 — Разное


В тот самый день, когда в Ярославле проходил Международный политический форум, прямо накануне прилета президента РФ Дмитрия Медведева, в аэропорту Туношна при взлете разбился ЯК42 с хоккейным клубом «Локомотив». Клубом, годовой зарплатный фонд игроков которого в разы превышал не только стоимость этого несчастного самолета, но и всей компании, владевшей ЯКом. Это так страшно и дико, что первое желание запретить себе анализировать произошедшее. Но пересилим себя.

Хоккейные (и не только) клубы в России не имеют собственного авиапарка, даже те, которые могут себе его позволить. Они в целях экономии фрахтуют суда, причем зачастую по принципу «где дешевле» так, во всяком случае, объяснил президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк: «Они говорят: мы заключаем с компанией договор, происходит тендер, и, где дешевле, команды берут» . Соответственно, первый вывод, который предложил сделать из катастрофы Дмитрий Медведев резко сократить число авиаперевозчиков в России, избавиться от всех мелких компаний, бюджеты которых не выдерживают надлежащего техобслуживания самолетов и своевременного обновления парка.

Однако тот ли это случай? ЯК42, на котором летел «Локомотив», был выпущен в 1993г. и устаревшим отнюдь не являлся, т.к. ресурса своего не выработал. Все плановые осмотры были сделаны в срок, очередной должен был произойти через месяц. Так поможет ли сокращение числа компаний явно лоббистская мера, предложенная в интересах крупных авиаперевозчиков, решивших улучшить свое положение на рынке, использовав катастрофу как повод? Явно ведь не поможет! Крупные перевозчики будут зарабатывать еще больше, мелкие исчезнут.

Выводы явно должны быть куда более глобальными и касаться всего устройства России, ведь катастрофа выявляет его глубинные проблемы. И даже не сама катастрофа, а повторяемость катастроф: год назад под Смоленском в авиакатастрофе погибло все польское руководство, включая президента. Еще не унялась жуть от совершенно сюрреалистической гибели теплохода «Булгария» в июле т.г. А с начала года в России случилось более ста летных происшествий... Разве это нормально? Разве можно в таких условиях говорить о модернизации и нанотехнологиях? Какой ГЛОНАСС, какие ИНСОРовские проекты? Какое, к черту, Сколково? Россия страна полимеров? Или катастроф?

Официальные источники называют несколько причин трагедии под Ярославлем: низкое качество топлива, его кристаллизация, песок в нем, отказ двигателей при разгоне, возможно из-за попадания птицы и т.д. Винят даже бедных погибших пилотов - говорят, они могли не заметить желтой лампочки на приборной панели, сигнализировавшей о неправильном положении хвостовых стабилизаторов. Говорят еще, что, чем бы ни завершилась расшифровка самописцев, элемент ошибки пилотов точно присутствовал - они не должны были поднимать машину при недостаточной скорости. Вместо этого они должны были применить аварийное торможение .

Основное ощущение, остающееся после изучения официальных версий: чего-то они все недоговаривают. Это ощущение, кстати, вряд ли исчезнет после озвучивания официальной версии, т.к., повторимся, катастрофа произошла в тот день, когда Ярославль готовился к приземлению борта с Медведевым, а стало быть, с распространением информации на эту тему сейчас работает много всяких специальных людей. И повторяется ситуация с гибелью президента Польши Леха Качинского: там были слухи о наличии в кабине какого-то высокопоставленного лица, потребовавшего от пилотов идти на посадку во что бы то ни стало. И эта информация была не вполне подтверждена, т.к. работали интересы госбезопасности и имиджа погибших политиков. И здесь то же начинает срабатывать масса нюансов, завязанных на информационное сопровождение визитов президента Медведева.

В связи с этим крайне интересна версия, тщательно подтертая из сообщений крупных медиа, но активно обсуждающаяся в блогах и на авиационных форумах. Версия интересна не степенью возможной близости к правде (не нам судить о таких вещах!), но индикацией настроений в российском обществе.

Итак, длина взлетно - посадочной полосы в Туношне 3 тыс. м. Самолету этого класса более чем достаточно для разгона. Но читаем на forumavia.ru : «Самолет взлетал с половины полосы, из-за этого скорость не набрал и, как следствие, высоту. В Туношне др. полосы были заняты самолетами випов, а вторую половину полосы перекрыли для проверки перед прилетом Медведева. Положились на мастерство пилота, но знающие говорят, что это очень сложный маневр поднять самолет с половины полосы. Может, и получилось бы, но задел антенну, и самолет упал» .

Сразу после катастрофы эту версию еще пытались опровергать, ЯРНОВОСТИ передавали со ссылкой на руководство Туношны: «Как пояснили корреспонденту в аэропорту, взлетно-посадочная полоса имеет длину 3 тыс. м, в то время как для взлета ЯК42 необходимо 1 1,2 тыс. м. Полоса была свободна, между тем самолет, еще не поднявшись в воздух, перешел ее пределы» . Зачем рассказ о том, сколько нужно для взлета ЯК42, если полоса была полностью свободна? Или свободен на ней был участок как раз в 11,2 тыс. м? И именно эта часть разгона будет называться в официальных отчетах«полосой» ? Министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что «вины аэропорта в случившемся нет» , но кто ж ему поверит, с учетом того, какие интересы могут стоять за информацией о занятой половине полосы и какой разрушительный эффект она может произвести, появившись в СМИ! Затем эта версия была полностью удалена из эфира и сводок агентств. Возможно, версию подчистили из-за ее полной неадекватности, в конце концов зачем бросать тень на репутацию Медведева и людей, готовивших его визит, если ЯК42 действительно взлетал с начала полосы, а не с ее середины?

Повторимся, нам этот эпизод интересен как проявление отношения общества к болезням России. Интернетпользователи допускают, что в критический момент статус, положение, господские интересы могут оказаться выше соображений безопасности обычных граждан. И когда летит хоккейная команда, «обычными» становятся все остальные пассажиры. Когда летит президент или ктото из его команды, пренебречь можно безопасностью хоккеистов так ситуация понимается интернетпользователями. Отсюда, из этих глобальных раскладов, - «синие ведерки», партизанская борьба с мигалками и спецполоса на московской кольцевой, по которой ездят правительственные и депутатские лимузины.

150 лет прошло с отмены крепостного права и 170 лет с момента написания Михаилом Лермонтовым перед отъездом в ссылку на Кавказ стихотворения, в котором Россия была названа «страной рабов, страной господ» . А все персонажи тут: и «мундиры голубые» , и «им преданный народ» , и«паши» , и даже «всевидящий глаз» , который умеет порой заставить не увидеть того, чего видеть не следует.

Вечная память погибшим.
←Российские туристы не могут улететь из Болгарии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика