Налетай, торопись!
05.09.2011
—
Разное
На очередном совещании по вопросам социально-экономического развития страны 30 августа президент Беларуси наконец-то поддержал инициативу Нацбанка о введении рыночного курса белорусского рубля, формируемого на основе баланса спроса и предложения. Свободные торги валютой будут проводиться на дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржей (БВФБ) начиная с середины сентября.
Это решение далось президенту нелегко. Еще 16 апреля Александр Лукашенко пообещал: «Сегодня-завтра-послезавтра мы выровняем ситуацию по валюте. Но вы на меня не обижайтесь. Курс - это дело нескольких дней, надо, может быть, неделя» . 19 апреля первый зампред Нацбанка Николай Лузгин обрадовал участников валютного рынка известием о том, что через неделю появится равновесный курс национальной валюты, устанавливаемый на дополнительной сессии БВФБ. Но в назначенный срок анонсированные торги так и не состоялись. 21 апреля регулятор одернул коммерческие банки, сообщив им, что равновесный обменный курс рубля с учетом мнения «вышестоящей инстанции» не должен превышать Br4500 за $1.
Надо полагать, тогда глава Беларуси, испугавшись неконтролируемой девальвации, в последний момент передумал. В течение последующих месяцев он вникал в проблему и был даже готов полностью запретить продажу валюты населению, наслушавшись китайских экспертов. Но народ и частный бизнес довольно быстро адаптировались к нелегальным формам приобретения инвалюты. Госпредприятия также научились удовлетворять потребности такого рода за счет механизма распределения валюты, возникшего внутри ведомств и министерств. Зато страна, судя по динамике золотовалютных резервов, оказалась в явном проигрыше.
Суверенные кредитные рейтинги Беларуси последовательно снижались, банковская система начала хиреть и немногочисленные внешние кредиторы стали посылать сигналы: в случае невыхода в установленный срок к единому курсу валюты республика может лишиться их благосклонности. В итоге государственная монетарная мысль совершила полный оборот вокруг своей оси, вернувшись к исходному пункту.
К этому моменту президент поставил во главе Нацбанка Надежду Ермакову, сумевшую убедить гаранта Конституции в том, что ничего лучше, кроме сценария Лузгина, апробированного в конце 1990-х гг., на сегодняшний день не существует. И Лукашенко ничего не оставалось, как, смирившись с неизбежностью, объявить: с середины сентября страна наконец-то получит рыночный курс национальной валюты.
СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». В декабре 1999г. был также отпущен на волю курс рубля на допсессии БВФБ. И только 13 сентября 2000г. Нацбанк объединил основную и дополнительную сессию на БВФБ, установив единый курс национальной валюты на уровне Br1020/$1 (за 10 лет его существования - до весны 2011г. - этот курс ослабел в 3 раза). Тогда для стабилизации курса белорусского рубля Россия выделила Беларуси кредит на общую сумму RUR4,5 млрд.
Сейчас ни одна страна, включая Россию, не спешит повторно финансировать операцию по восстановлению единого равновесного курса белорусской денежной единицы. Поэтому президент делает бодрые заявления о том, что «ресурсы для этого есть» . На что рассчитывает глава Беларуси - понятно. Очевидно, под стратегическими инвестициями он подразумевает $2,5 млрд., которые предстоит выручить за продажу второй половины акций «Белтрансгаза». Не закрыт окончательно и вопрос о кредите в $2 млрд. для «Беларуськалия». Но есть и внутренние резервы. От правительства президент потребовал обеспечить возврат валютной выручки (в сумме около $5 млрд.) в страну и сократить к концу года дебиторскую задолженность до $2 млрд. По его словам, уже подписан указ, отменяющий для экспортеров «всякие льготы» по обязательной продаже валюты.
Особая роль выпадает на долю бизнеса. «Бизнес, предприятия, физические лица, успешно работающие, должны понимать, что сейчас государству надо подставить плечо» , - пояснил Лукашенко. Бизнесменам, не пожелавшим добровольно расстаться со «сверхдоходами» , поможет Комитет гос-
контроля и правоохранительные органы, которым президент выдал карт-бланш на контрольные проверки без оглядки на ранее действовавшие указы и нормативные акты. Банкам президент тоже не даст отсидеться в окопе. «Для меня не будет разницы: это государственные банки, частные или с иностранным капиталом. Надежда Андреевна, попросите, чтобы банкиры помогли не только советом, но и финансово» , - дал Лукашенко ценное указание главе Нацбанка.
Средства, собранные в ходе «раскулачивания» предприятий и банков, будут аккумулироваться в спецфонде и затем использоваться для оказания помощи, «прежде всего, многодетным семьям, малообеспеченным детям, в детские сады и школы, чтобы они не остались без внимания, и прежде всего их надо накормить и одеть» , - подчеркнул президент.
А то, что помощь им понадобится, можно не сомневаться: под программой перехода к единому рыночному курсу следует понимать новый этап девальвации белорусского рубля.
Поэтому свой вклад, хотя и на добровольной основе, в стабилизацию валютного рынка должны внести и частные лица - обладатели крупных сумм в инвалюте. Нацбанку поручено «создать такие экономические условия, чтобы люди сами принесли деньги в банковскую систему». Под «деньгами» Лукашенко подразумевает в первую очередь инвалюту, которой на руках у населения (по оценке Нацбанка) накопилось более $7 млрд. И он готов обменять всю эту сумму на рубли. Президент также обещал продавать валюту без всяких ограничений, но только после предъявления паспорта покупателями: «Если это поможет делу, готов рассмотреть вопрос и об амнистии капитала» .
Кстати, премьер-министр Михаил Мясникович в своих планах пошел еще дальше президента. Он рассчитывает на конвертацию и тех валютных средств, которые уже размещены на банковских депозитах. По его оценке, белорусские предприятия хранят на депозитных банковских счетах $2,8 млрд. Еще $3,5 млрд. премьер насчитал во вкладах населения. «Мы просто уверены, что население будет решать вопросы реконвертации - то есть перевода валюты в белорусские рубли. Население у нас грамотное, оно будет видеть, когда возрастает доходность обменных операций, думаю, что продажа населением валюты будет активизирована» , - цитирует БелТА заявление Мясниковича.
Заманчивое и очень лестное предложение. Пожалуй, стоит уже сейчас, не дожидаясь начала допсессии, отправиться в близлежащий банк, чтобы начать формировать список из желающих обменять завалявшуюся инвалюту на белорусские рубли.