Налетай, торопись!
18.07.2011
—
Разное
Белорусский премьер Михаил Мясникович не просто выступил на конференции 12 июля в Москве под претенциозным названием «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса», но и встретился со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Итоги беседы Мясникович преподнес в довольно оригинальной форме, рассказав журналистам о том, что предметом обсуждения стал «отказ» Беларуси от газотранспортной системы в пользу России. «Это впервые в истории Европы, когда суверенное государство отказывается от газотранспортной системы в пользу партнера по Таможенному союзу» , - так прямо и заявил Мясникович.
Отказ между тем предполагает прекращение права собственности. Но только с одной стороны. Другое лицо может приобрести право собственности на данное имущество на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении. До этих пор трубы «Белтрансгаза» остаются в собственности прежнего владельца и не являются бесхозными, что, собственно, и делает данную юридическую конструкцию весьма неоднозначной. Как следует из юридических справочников, даже если собственник просто выбросил вещь (например, в мусорку), то, в случае перемены своего решения, он может вернуть ее назад до того момента, пока другое лицо эту вещь не присвоило.
В межгосударственных отношениях объявление об отказе от имущества, сделанное собственником, рассматривается просто как открытая оферта. Однако зачем было Михаилу Мясниковичу городить огород, заявляя не об элементарном желании продать и выручить деньги, а именно об отказе от газотранспортной системы? Неужели премьера подкупила красота формулировки? Нет, дело просто в безысходности.
Не так давно Владимир Путин четко сформулировал позицию России на этот счет. «Вот мы сейчас сделали «Северный поток» по дну Балтийского моря (меньше чем за два года построили) - 27,5 млрд. [куб. м], будем сейчас транзитировать, никому платить не будем. На следующий год еще 27,5 млрд. запустим - будет у нас 55 млрд. Потом сделаем «Южный поток» и тоже никому не будем платить. Понимаете? Мы заинтересованы в том, чтобы уйти от транзитных стран вообще» , - обрисовал Путин радужную картину транзитной политики России на переговорах с украинским премьер-министром Николаем Азаровым.
В этой связи правительство Украины рассчитывает на отказ России от строительства газопровода South Stream . Белорусское правительство решило пойти другим путем: продать «Белтрансгаз», при этом и выторговав предельно льготные цены на газ, и получив гарантии по условиям транзита газа в будущем. Для этого и пришлось воспользоваться звучным термином об отказе «от газотранспортной системы в пользу партнера по Таможенному союзу» как единственным выходом в сложившейся ситуации. Поэтому Мясникович явно заблуждается, полагая, что журналисты даже не догадываются о том, что правительство, отказываясь от прав на газотранспортную систему, хотело бы выторговать максимально выгодные «условия дальнейшего функционирования газотранспортной системы» . Если это и секрет, то Полишинеля - «на весь свет».
А время между тем подпирает белорусских переговорщиков, которые, строго выполняя указание Александра Лукашенко, торговались с отчаянным упорством, пытаясь не только выручить от продажи активов $2,5 млрд., но и добиться права приобретать природный газ по внутрироссийским ценам. В этом случае цена газа сократилась бы вдвое, и в течение трех лет Беларусь могла бы ежегодно экономить примерно такую же сумму. «Газпром» отказался рассматривать эти вопросы в жесткой увязке и согласился только на выкуп оставшейся части активов «Белтрансгаза» за $2,5 млрд.
Именно желая вывести переговоры из тупика, Мясникович встретился в Москве с Путиным. «Сегодня мы обсуждали с Владимиром Владимировичем этот вопрос. Будут даны дополнительные поручения. Я думаю, что будет разумный компромисс» , - прокомментировал белорусский премьер итоги беседы, состоявшейся 12 июля.
Но «Газпром» так и не изменил своей переговорной позиции. 13 июля между главой «Газпрома» Алексеем Миллером и первым вице-премьером белорусского правительства Владимиром Семашко состоялся телефонный разговор, который, согласно пресс-релизу концерна, стал продолжением встречи премьеров РФ и РБ. Из сообщения следует, что переговоры прерваны и возобновятся осенью. «Учитывая, что переговоры продолжатся осенью, то есть в преддверии отопительного сезона, нам придется в комплексе обсуждать вопросы получения «Газпромом» контроля над «Белтрансгазом» и условия поставки и транзита российского газа, хотя нам этого очень не хотелось. Но, к сожалению, не по нашей вине, переговорный процесс затянулся» , - цитируются в пресс-релизе слова главы «Газпрома».
Таким образом, в условиях цейтнота стороны будут вынуждены обсуждать все стороны газовых взаимоотношений в комплексе. Других компромиссов не обнаруживается. И пауза, образовавшаяся в переговорах, явно играет не в пользу Минска. К осени позиция «Газпрома» на переговорах усилится - на октябрь намечен пуск в эксплуатацию газопровода Nord Stream . Наверняка Миллер, говоря о том, что «у нас имеются все возможности, чтобы снять оставшиеся нерешенные вопросы задолго до окончания действия существующего контракта на поставку газа в Беларусь» , имел в виду именно это.
Между тем Беларуси в целях приведения в порядок платежного баланса требуется привлечь прямых иностранных инвестиций как минимум на сумму в $3 млрд. до конца года. В этих условиях правительство предложило российским и казахстанским инвесторам целый список предприятий. По словам Мясниковича, призвавшего инвесторов активнее участвовать в приватизации, сейчас уже идут переговоры о приватизации пакета «Гродноазота» с «Сибуром» и «Роснефтью», «Нафтана» с ЛУКОЙЛом, «Белтрансгаза» с «Газпромом», Мозырского НПЗ с «Роснефтью», МТС с АФК «Система», МАЗа с «Русскими машинами» и госкорпорацией «Ростехнологии», а также «Интеграла» с «Ростехнологиями». Но, вопреки широко распространенному в Беларуси мнению, алчные российские олигархи не проявили интереса к данному предложению. А жаль, ведь брешь в платежном балансе республики могла бы исчезнуть вместе с имуществом, доставшимся Беларуси в наследство от СССР.