Пропесочить тестом
11.07.2011
—
Разное
Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) подвел первые итоги очередного централизованного тестирования в Беларуси. В скором времени около 150 тыс. человек смогут получить сертификаты, в которых знания буду оценены в баллах.
На момент состоявшейся в минувшую пятницу беседы директора РИКЗ Николая ФЕСЬКОВА с корреспондентом «БелГазеты» шел подсчет итогов резервного дня тестирования. Сообщив, что окончательные итоги ЦТ-2011 будут обнародованы несколько позже, директор РИКЗ отметил: средние баллы, полученные испытуемыми по 14 предметам, остались на уровне прошлого года.
- Как прошли очередные испытания абитуриентов?
- По традиции, общественность разделилась на два лагеря. Те, чьи дети получили низкие баллы, критикуют - наша ментальность не позволяет признавать низкую конкурентоспособность своих детей. Те же, кто продемонстрировал хорошее знание предмета, убеждены в объективности системы испытаний.
- Подают ли абитуриенты апелляции с просьбой пояснить, почему балл оказался ниже ожидаемого?
- Апелляции при такой форме вступительных испытаний выглядит в виде замечаний абитуриентов после прочтения полученного задания во время ЦТ относительно его содержания и корректности вопросов. Все замечания фиксируются организаторами в аудитории в протоколе, отправляются нам и проверяются. В 95-99% случаев претензии абитуриентов необоснованны. Остальные, как правило, опечатки технического характера. Если замечания обоснованны, всем участникам испытаний ответ засчитывается как правильный. В этом году на одном из тестовых заданий напротив ответа появилась точка - след от соринки, попавшей на типографскую форму в процессе печати. Чтобы не возникло подозрений в преднамеренной подсказке, мы уничтожили весь тираж и напечатали новый.
- Контроль знаний абитуриентов проводился в 10-й раз. Абитуриенты и их родители привыкли к этой процедуре?
- Легче и проще всего работать с абитуриентами, особенно прошедшими репетиционное тестирование, в ходе которого решаются две задачи. Технологическая - правильное оформление записей в бланке ответов и диагностическая - выявление пробелов в знаниях абитуриентов на время испытаний. Меньше предвзятости и недоверия демонстрируют родители, хотя до сих пор нередки возмущения: «Почему по предмету у ребенка «десятка», а итог ЦТ - 30 баллов?» По этой же причине недовольство высказывают и учителя: кому приятно видеть, что поставленная в аттестате «десятка» не подтвердилась? Но школьная оценка в аттестате и количество баллов в сертификате не всегда эквивалентны.
- Предлагая свои услуги, репетиторы делают акцент на подготовку ребенка именно к ЦТ. Школа готовит не к ЦТ, а к выпускным экзаменам?
- Школа учит. Подготовленный к выпускным экзаменам ребенок обязательно сдаст ЦТ хорошо. В отличие от России, в нашей стране ЦТ используется только как форма вступительных испытаний в вузы и ссузы страны, его основная цель - оценка различия в уровне подготовки абитуриента, сравнение результатов и определение относительной позиции в группе испытуемых. Тестирование определяет рейтинг каждого абитуриента в соответствии с его уровнем подготовки.
Репетитор лишь систематизирует знания. Как правило, он успешен, только работая с хорошо подготовленным абитуриентом. Дайте хорошего репетитора каждому из 150 тыс. абитуриентов текущего года - все равно на дневной бюджет больше предусмотренных 25 тыс. человек не поступит. Поэтому утверждения отдельных родителей, будто бы без репетитора не поступить, - ошибочны.
- Изменились ли задания по сравнению с теми, что предлагались в прошлые годы?
- Сложность каждого задания, или его весовой коэффициент, определяется статистически и зависит от числа участников, верно выполнивших его. Чем меньше абитуриентов справилось с конкретным заданием, тем больше баллов начисляется за верный ответ. Половина нынешних абитуриентов - выпускники 2011г. и ученики обычных школ и лицеев, половина - выпускники колледжей и профтехучилищ, некоторые окончили школу 10-15 лет назад. Мы стремимся, чтобы задания соответствовали их среднестатистическому уровню. Не должно быть вопросов, на которые отвечают все или никто.
- Проведение Единого госэкзамена (ЕГЭ) в России в этом году сопровождали небывалые скандалы и возбуждение дел о коррупции. Абитуриенты прибегали к общенациональной системе интернет-подсказок, а кое-где тестирование за школьников за деньги проходили студенты. Где гарантия, что в Беларуси не произойдет подобное?
- Гарантия есть. Первая и принципиальная разница ЦТ и ЕГЭ в том, что в России испытания унифицированы по форме и содержанию как для выпускников средних школ, так и для абитуриентов вузов и ссузов. В результате абсолютно все слои общества заинтересованы в завышении результатов ЕГЭ - сами ученики, их родители, педагоги, вузы, органы управления образования.
Наше учреждение несет ответственность за исполнение всех процедур в соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок проведения вступительных испытаний в Беларуси. Мы полностью контролируем передвижение заданий - на испытания они отправляются в запечатанных конвертах, вскрываются только в аудитории. Сначала из первого конверта достают бланки, заполняют их и только после этого вскрывают второй конверт с заданиями. Заполнили - вновь запечатали и отправили нам на обработку, оформление результатов тестирования, выдачу сертификатов.
В России организаторами ЕГЭ выступают три учреждения. Разработчик контрольных измерительных материалов, по которым проводится ЕГЭ - Федеральный институт педагогических измерений; ответственность за организационно-технологическое обеспечение экзамена возложена на Федеральный центр тестирования; обработкой занимается Региональный центр обработки информации.
Доставка тестовых заданий по Беларуси осуществляется Государственной фельдъегерской службой в специальных пластиковых конвертах, вскрываемых в присутствии организаторов испытаний и абитуриентов в день проведения экзамена. В России тестовые задания передаются в регионы через электронные средства связи. Вскрытие, тиражирование и получение кода происходит за несколько часов до экзамена. Согласитесь, у заинтересованных лиц появляется возможность влиять на результат.
У нас испытания поводятся одномоментно для всех участников по всей территории страны, что ставит абитуриентов в равные условия. У соседей тестовые задания формируются для каждого часового пояса отдельно. Абитуриенты каждого региона поставлены в разные условия, что создает ряд объективных проблем. Добиться высокой корреляции тестов, даже формируемых из единого банка заданий, затруднительно.
Я перечислил далеко не все способы защиты. Сотрудника РИКЗ, ребенок которого оканчивает школу, на год переводят на другую работу с сохранением зарплаты - для исключения малейших соблазнов. Все помещения РИКЗ находятся под постоянным видеонаблюдением, изображение записывается и может быть просмотрено в случае возникновения вопросов. Существование 10 вариантов заданий исключает возможность списывания. Даже в случае появления ключей к заданиям, что я полностью исключаю, разобраться в большом количестве шпаргалок будет крайне сложно.
Это далеко не все отличия в проведении ЦТ и ЕГЭ, которые, надеюсь, убедили в надежной защите наших тестовых заданий. Это значит, что результат, полученный на ЦТ, с большой долей достоверности демонстрирует знания абитуриента.